Особенности коммерциализации новшества на РУП ДИЭКОС

Факторы адаптации

. Изменения на рынке инноваций в отрасли, в которой работает организация, провоцируют определенную реакцию на эти изменения со стороны организации. Стремятся сохранить конкурентоспособность посредством научных исследований и разработок, освоения новых материалов, расширения сфер деятельности 43,2 % научно-технических организаций, по словам руководителей, их возглавляющих. Вместе с тем, нейтральную реакцию на изменения: принятие к сведению, осмысление отмечают 27 % респондентов. Стремятся к сотрудничеству, установлению контактов 16,2 % руководителей. Никак не реагируют на изменения на рыке инноваций 8 % опрошенных.

Вместе с тем, спецификой деятельности малых научно- технических организаций является «вынужденность» постоянного перевооружения, освоения новых технологий, что отмечают 14,6 % руководителей. «Мелкие предприятия ищут себе нишу, которая никем ещё не занята, чтобы в ней устроиться и заявить о себе. Поэтому они вынуждены постоянно осваивать в той или иной степени новые технологии». «Малые предприятия вынуждены перевооружать своё производство, так как постоянно конкурируют, за счёт новых технологий завоёвывают место под солнцем».

Факторы «творчества».

Положительное отношение к инициативе сотрудников практикуют 70,2 % руководителей. «Инициатива у нас приветствуется, более того, она наказуема: есть предложение - возьми и сделай». Одновременно, 24,3 % опрошенных руководителей реагируют на проявление сотрудниками инициативы нейтрально. «Выслушать, конечно, можем, мало ли у кого есть идеи . мало мы сталкиваемся с этим. Если идея в общем русле работы, то принимаем во внимание».

Наличие в организации практики делегирования полномочий отметили 70,2 % руководителей, однако она, скорее, носит характер поощрения самостоятельности сотрудников в принятии решений на местах. « . Сложно разделить ответственность, а самостоятельность в принятии решений приветствуется однозначно»; «На крупном предприятии развита управленческая структуpa, a e мелком предприятии ответственность лежит на каждом - всё на виду, всё прозрачно, каждый на своём месте».

По данным анкетного опроса сотрудников 52,7 % опрошенных ответили, что в их организации доминирует положительное отношение к проявлению сотрудниками личной инициативы, отрицательное отношение к инициативе отметили только 2,1 %. В то время как о факте наличия практики делегирования полномочий не сложилось однозначного мнения. Ответы респондентов на шкале «характерно - скорее характерно - скорее не характерно - не характерно» распределились следующим образом, с небольшим перевесом в сторону характерности практики делегирования полномочий в организации: 33,6; 28,1; 26; 11% соответственно.

Итак, инновационный климат в белорусских МНТО, как атмосфера, создающая и поддерживающая интерес работников к содержанию инновационной деятельности организации, характеризуется высокой степенью сплочённости и согласованности трудовых коллективов; соблюдением лидерами организаций требований, предъявляемых к своим сотрудникам; готовностью руководства организаций идти на необходимые изменения; оперативным реагированием на изменения, происходящие во внешней среде; поощрением инициативы; наличием практики делегирования полномочий.

Однако у руководителей и сотрудников малых научно-технических организаций отсутствует единое видение целей и стратегических перспектив развития организации, что может быть связано с общей неопределенностью перспектив белорусского научно-технического предпринимательства в целом.

Результативная составляющая инновационного потенциала отражает конечный результат реализации имеющихся ресурсных и «внутренних» возможностей изучаемой системы. Показателями результативной составляющей инновационного потенциала малых научно-технических организаций являются: их функции в развитии инновационной экономики; возможные перспективы развития научно-технического предпринимательства в целом.

По мнению большинства руководителей (63,4 %) функцией малых научно-технических организаций является мелкосерийное наукоёмкое производство, в целях удовлетворения узкого спроса на конкретную продукцию; субподрядное обслуживание крупных предприятий. Мелкие предприятия не конкурируют с крупными, а занимают свои ниши, которые для крупных предприятий экономически не выгодны. «Объём производимой нами продукции не велик, но рынок больше и не требует, а для крупного предприятия производство этого мелкосерийного продукта экономически не выгодно, т.к. потребуются значительные средства для переналадки оборудования».

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12