Особенности коммерциализации новшества на РУП ДИЭКОС

Инновационные потребности.

Инновационные потребности респондентов были изучены посредством методики измерения обобщённой инновационной диспозиции (как психологической предрасположенности к изменениям и нововведениям), предложенной Советовой О.С. [17].

Факторный анализ оценок руководителями предложенных им суждений о происходящих в жизни изменениях выделяет 3 фактора, исчерпывающих до 67 % вариабельности. Первый фактор, это фактор радикального новаторства; решительности и смелости в отношении нового. Высокие факторные нагрузки здесь имеют те, кто определённо принимает инновативные суждения: «Если жить по принципу «капля камень точит», ничего серьёзного не добъёшся: надо действовать решительно и смело - убрать камни с пути разом»; «Верна пословица: «старое под новое не подкрасишь», поэтому нужно решительно вводить новое»; «Только те, кто боится разумного риска, действуют по пословице «семь раз отмерь, один раз отрежь»».

Второй фактор можно определить как фактор прагматического конформизма. Он характеризуется тем, что здесь принимается консервативное суждение: «Стабильность, устойчивость в жизни всегда лучше нестабильности и неустойчивости»; а так же прагматическое суждение: «Нововведения разумно осуществлять лишь в том случае, если полезный результат ожидается в ближайшем будущем, а не в отдалённой перспективе». Одновременно здесь отвергается инновативное суждение о том, что «успех нового начинания больше зависит от собственных усилий инициаторов этих начинаний, чем от внешних условий».

Третий фактор, это фактор консерватизма; осторожности в делах. Высокие факторные нагрузки здесь имеют те, кто определённо принимает консервативные суждения: «Я симпатизирую тем, кто проявляет разумную осторожность и осмотрительность в делах»; «Тот, кто сомневается в полезности (целесообразности) смелых начинаний и нововведений, проявляет разумную осмотрительность».

Чтобы определить долю респондентов, принадлежащих к каждому из выделенных факторов, автором был проведен анализ матрицы расстояний между искусственно введёнными в пространство переменных идеальными объектами (идеальный новатор, идеальный консерватор, идеальный конформист) и реальными объектами.

Первоначально идеальные объекты описывались по шкале «1/5», где «1» - «совершенно согласен» с предложенным суждением, «5» - «совершенно не согласен». Например, идеальный радикальный новатор совершенно согласен с предложенными инновативными суждениями и совершенно не согласен со всеми остальными - прагматическими и консервативными. Анализ расстояния от каждого реального объекта до идеального позволяет отнести реальный объект к тому или иному фактору.

Итак, по шкале «1/5» 31,4 % руководителей можно отнести к радикальным новаторам, 22,8 % - к прагматичным конформистам, 22,8 % - к консерваторам. 22,8 % респондентов нельзя однозначно отнести к какому-либо одному фактору, т.к. в их ответах отмечается одновременное проявление нескольких факторов.

Относительно высокий процент «неопределившихся» есть следствие вполне закономерного явления. Человеку присуща множественность установок, которые не всегда могут быть чётко типологизированы по какому-либо критерию, в данном случае, по критерию инновационной диспозиции. Так, 8,6 % руководителей одновременно разделяют установки консерваторов и прагматических конформистов; 5,8 % - прагматических конформистов и радикальных новаторов. В оценках 5,8 % респондентов отмечается одновременное проявление всех трёх факторов.

Описание идеальных объектов по менее строгой шкале «2/3» (где «2» - «пожалуй, согласен» с предложенным суждением, а «3» - «пожалуй, не согласен»), с последующим анализом матрицы расстояний, не уменьшило число «не определившихся» респондентов, а дало аналогичные результаты, как и в предыдущем случае.

Таким образом, проведенное изучение инновационной диспозиции руководителей малых научно-технических организаций Беларуси свидетельствует о том, что психологической предрасположенностью к кардинальным изменениям обладают 31,4 % опрошенных. Вместе с тем, большая часть руководителей психологически слабо предрасположена к изменениям. Диспозиция значительной части респондентов характеризуется консервативностью и конформностью.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10