Особенности коммерциализации новшества на РУП ДИЭКОС

В структуре инновационного сознания выделяют следующие компоненты: ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной; мотивация инновационного поведения; инновационные потребности; инновационные замыслы [12].

Приоритет инновационной / традиционной деятельности. Основной причиной занятости в сфере научно-технического предпринимательства опрошенные руководители назвали свою профессиональную заинтересованность в наукоёмкой деятельности; стремление к самореализации; возможность видеть конкретные, «осязаемые» результаты своего труда (62,1 %). «Мне интересно этим заниматься, я занимался этим всю жизнь, и создал фирму, которая базируется на новых подходах к созданию новой техники»; «Я начал заниматься разработками ещё в советские времена, в 1996 году мы стали развивать своё направление за собственные средства. Эта была потребность личная, и тех людей, с которыми на тот момент сложилась команда».

Большой процент респондентов ответили, что к созданию малого наукоёмкого предприятия их привела, вставшая перед научными коллективами в период распада СССР, необходимость «выживания», самостоятельного заработка, в условиях резко снизившегося государственного финансирования научно-технической сферы. «Когда союз разваливался, мы понимали, что в первую очередь потеряют поддержку именно такие отраслевые высокотехнологичные направления, как наше, и вышли на собственные хлеба, чтобы выжить, и выживали очень тяжело».

Большой процент руководителей указали причиной создания своей фирмы необходимость наличия внедренческой структуры при крупной научной организации (НИИ, вузе), роль которой и призвана выполнять малая научно-техническая организация. Присутствует случай создания малой высокотехнологичной организации в форме реализации грантового проекта (2,7 %): «Нам помог случай: мы выиграли зарубежный грант -10 тыс. евро, который нас не обязывал ни к чему, кроме как написать бизнес-план и создать хай-тек предприятие, что мы и сделали. В Беларуси подобного не проводится, в России проводится, но это была центрально-европейская инициатива».

Таким образом, вышеперечисленные, указанные руководителями, причины создания МНТО свидетельствуют о том, что данные предприятия возглавляют люди, для которых деятельность по разработке и внедрению новшеств является сферой реализации личных и профессиональных интересов. Что позволяет сделать заключение о ценностном приоритете инновационной деятельности, в сравнении с традиционной, в сознании руководителей МНТО Беларуси.

Мотивация трудового поведения. В ходе проведённого автором исследования была изучена структура мотивационных («инновационных») и гигиенических факторов «ментального баланса» руководителей в сфере труда, при использовании методики, описанной Г.Н. Соколовой [16].

Наибольшей значимостью в структуре «ментального баланса» руководителей обладает мотивационный фактор, связанный со стремлением работать над сложными и интересными проблемами (56,3 %). Одновременно, практически аналогичной значимостью обладает гигиенический фактор, связанный с высоким заработком (53,1%).

Следующими по значимости являются гигиенические факторы, связанные со стремлением работать с квалифицированными коллегами (43,8 %), иметь близких по духу сотрудников (40,6 %).

Далее располагаются мотивационные факторы, характеризующие стремление полно реализовать свои личные способности (34,4 %); полно использовать свои знания, опыт, квалификацию (25 %); быть независимым в выполнении работы (25 %). Гигиенические факторы, такие как работа без перегрузок, связи с влиятельными людьми, доступ к льготам обладают небольшой значимостью - 9,4; 3,1; 3,1 % соответственно.

Таблица 3.1 - Структура мотивационных и гигиенических факторов ментального баланса руководителей МНТО Беларуси в сфере труда

Факторы

Частота выбора, %

Мотивационные

Работать над сложными и интересными проблемами

56,3

Полно реализовать свои личные способности

34,4

Полно использовать свои знания, опыт, квалификацию

25

Быть независимым в выполнении работы

25

Занимать руководящую должность

3,1

Гигиенические

Зарабатывать хорошие деньги

53,1

Работать с квалифицированными коллегами

43,8

Иметь близких по духу сотрудников

40,6

Работать без перегрузок

9,4

Устанавливать связи с влиятельными людьми

3,1

Иметь доступ к льготам

3,1

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8