Методология тренинга в стиле коучинг. Технология, механизмы, инструменты

В самом общем смысле тренинги и обучающие семинары призваны решить две задачи:

· способствовать устранению недостатков в действиях, способностях, знаниях, умениях сотрудников, в характере их взаимодействий, препятствующих достижению успеха;

· содействовать получению знаний, выработке навыков и способностей, формированию мотивации, наличие которых у работников необходимо для успеха деятельности организации.

Тренинг - форма активного обучения, направленная на комплексное освоение теоретических знаний и практических умений, на формирование необходимых навыков и поведения для повышения эффективности деятельности. Эффект тренингов предопределяется сочетанием узко поставленной задачи тренинга и использованием широкого набора упражнений и игр для достижения цели тренинга, обеспечивая максимально полную включенность человека в тренинговый процесс, задействуя все личностные и профессионально значимые механизмы человека.

Как правило, тренинг предполагает исходную осведомленность участника о действии, которому посвящен тренинг, и опирается на первичный уровень умений. Основной задачей тренинга, таким образом, является совершенствование и развитие практических навыков, доведение их до операционного автоматизма.

Поскольку возможно вводить разные основания типологизации, попробуем дать обзор вариантов дифференциации обучающих мероприятий, дадим как бы разные срезы действительности тренингов.

Исходя из общей структуры деятельности, можно выделить основные направления работы:

· работа с потребителем;

· совершенствование культуры управленческой деятельности всех уровней;

· повышение качества работы рядовых исполнителей;

· развитие служебной инфраструктуры деятельности и совершенствование звеньев обеспечивающих основную деятельность.

Ключевые задачи, которые могут решаться в тренинговых мероприятиях, следующие:

· становление и закрепление профессиональных навыков;

· приобретение и расширение предметных знаний;

· формирование и совершенствование способностей;

· выработка и закрепление мотивации к деятельности;

· освоение новых средств и способов их использования, подходов и методов работы;

· становление команды и приобретение навыков эффективной командной работы;

· совершенствование личностных качеств;

· переход на качественно новый уровень работы;

· порождение инноваций, обеспечивающих повышение эффективности деятельности;

· оптимизация процесса изменений любого рода: модернизация, рост, реструктуризация и т.п.

По типу ожидаемого результата можно различать:

1. Тренинги личностного роста, которые предполагают, что основным результатом для прошедшего тренинг человека станут изменения в личностно сфере, обеспечивающие приближения его к идеалам Личности, обладающей определенным набором психологических качеств. Как правило, предполагают интегральное воздействие на человека, изменение развитие в целом. Нацелены на формирование, изменение и развитие ценностных и мотивационных структур и механизмов человека, его мировоззрения. Опираются в основном на психологические, этические, философские знания, иногда с налетом эзотеричности.

2. Командные тренинги в качестве основного результата предлагают формирование и совершенствование командных взаимоотношений и взаимодействий. Нацелены на формирование из сотрудников организации сплоченного коллектива, способного эффективно решать стоящие перед организацией цели и задачи. Сюда же относятся тренинги, целью которых является формирование корпоративной культуры.

3. Тренинги выработки навыков и освоения знаний предполагают, что основным результатом будет освоение участниками заданных практических навыков и/или теоретических знаний. Их можно разделить на три группы;

- профессиональные, когда результат предполагает освоение необходимого набора характерных для данной профессии знаний, представлений, умений, способов действий, формирующих и повышающих уровень компетенции в данной области;

· общекультурные, когда результатом является приобретение навыков и формирование способностей, необходимых в разных типах деятельности. Сюда можно отнести разного рода тренинги общения, коммуникации, формирования мышления, становления рефлексии, ведения переговоров, разрешения конфликтов и т.п.;

- бизнес-тренинги, когда результатом предполагается комплексное изменение коммерческой деятельности в целом, приводящее к улучшению каких-либо значимых показателей деятельности, таких как рост продаж, улучшение качества обслуживания, повышения компетентности управления, снижение издержек, налаживание эффективных способов взаимодействия между подразделениями в организации и т.п.

По типу организации процесса можно различить несколько типов тренингов.

1. Процедурные предполагают заданную траекторию прохождения пути по тренингу, слабо учитывающую особенности участников, жесткое управление процессом, четкое задание рамок выполняемых упражнений. Их достоинство - гарантированность получения требуемого результата для вписывающегося в рамки тренинга участника (если человек не вписывается, его, скорее всего, удалят с подобного типа тренинга). Позволяют эффективно использовать временные ресурсы. Легко тиражируются. От ведущего требуется хорошее знание стандартных процедур и способов их осуществления, поэтому мастерство ведущего здесь играет меньшую роль. Эффективны для постановки стандартизированных навыков и решения типовых зада. Образ - «Конвейер».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5