Организационная структура управления, ее сущность и элементы

Одним из загадочных элементов предприятия, с которым менеджерам постоянно приходится иметь дело и без которого не может обойтись ни одна организация, является организационная структура управления.

Загадочность ее заключается в том, что когда предприятие сталкивается с трудностями, многие его работники призывают к изменению организационной структуры управления. При этом все работники фирмы считают себя крупными специалистами в области разработки ОСУ и предлагают руководству свои услуги по ее совершенствованию. Многим кажется, что этот процесс простой и ясный. Стоит удачно нарисовать схему ОСУ, и все проблемы будут решены. Однако, как показывает опыт, улучшения дел на предприятии не наблюдается от одного только графического изображения схемы ОСУ.

Почему?

Во-первых, проблема разработки ОСУ значительно сложнее, чем на первый взгляд кажется. Достаточно сказать, что в литературе на сегодняшний день имеется более 30 различных определений и подходов к проектированию ОСУ. Поэтому практикующим менеджерам и руководителям довольно сложно определиться с методами разработки ОСУ. Как правило, они при необходимости изменения действующей ОСУ используют самый простой метод - графический.

Во-вторых, самое рискованное из того, что делает руководитель на предприятии, относится именно к изменению ОСУ. Этот процесс затрагивает интересы всех работников аппарата управления и поэтому протекает сложно и болезненно. Довольно часто попытки руководства изменить существующую ОСУ не достигают должного эффекта и заканчиваются лишь косметическими усовершенствованиями.

Прежде чем приступить к проектированию ОСУ конкретного предприятия, следует знать, каковы составные части современной эффективной ОСУ и что необходимо иметь для того, чтобы она была создана? Главное - необходимо обладать современными знаниями об ОСУ.

Состав элементов ОСУ.

Выше было сказано, что ОСУ представляет собой организационную форму, которая призвана обеспечивать эффективное осуществление процесса управления предприятием.

Как всякая организационная форма, ОСУ должна иметь элементы, определяющие ее конструктивные особенности (конструктивную форму), но эта форма должна обеспечивать быстро изменяющийся процесс управления, а следовательно, она должна также быстро приспосабливаться к этим изменениям. Следовательно, ОСУ должна иметь в своем составе элементы, которые придают ей динамические свойства.

Такое концептуальное представление ОСУ имеет существенное значение при ее проектировании. Нередко ОСУ представлялась только в виде структурной статичной схемы и не замечалась ее динамическая сторона. Как статические, так и динамические свойства ОСУ обеспечиваются составом ее элементов. Рассмотрим эти элементы.

Задачи управления. Процесс управления - это процесс решения задач управления. Состав и содержание задач управления отражают цели предприятия, окружающую ее среду, ее ресурсы и протекающие в ней технологические процессы. Место решения каждой задачи и ее взаимосвязь с другими задачами определяются ОСУ. Состав задач управления и ОСУ неразрывен, как вещь и ее качество. Следовательно, задачи управления являются ключевым элементом ОСУ, отражающим ее динамические свойства. Задача управления является первичным "кирпичиком", на основе которого создаются все остальные элементы и ОСУ в целом. Концепция вторичности других элементов по отношению к задачам управления применима к любому типу ОСУ предприятия.

На рис. 1. показан состав и зависимость элементов ОСУ. Здесь видна вторичность таких элементов, как уровни управления, подразделения и формы взаимосвязи.

Рис. 1. Состав элементов ОСУ и их взаимосвязь со структурой аппарата управления

Выделение задач управления в составе организации позволяет ответить на вопросы и определить:

· кем следует управлять? - выделение объекта управления;

· для чего надо управлять? - выделение цели управления;

· при каких условиях осуществляется управление? - выделение множества допустимых управляющих воздействий;

· какую получаем выгоду или какие потери могут быть в результате управления? -выделение критерия эффективности управления.

Задачи управления порождаются управляемыми объектами и представляют собой виды деятельности работников аппарата управления.

Все остальные элементы ОСУ формируются человеком субъективно в процессе ее проектирования.

Уровни управления. Ранее рассмотренное нами объективное вертикальное разделение труда на практике представляет собой перераспределение задач управления (видов управленческого труда) по вертикали. Такое вертикальное разделение задач управления определяется их следующими особенностями:

а) важностью или значением задачи управления в процессе достижения цели организации, т. е. обеспечения ее жизнедеятельности. Например, решение задачи об использовании свободных финансовых ресурсов представляется более важной по сравнению с решением задачи покупки канцелярских принадлежностей. Их значение для жизнедеятельности организации различно;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6