Выбор поставщика и особенности формирования аутсорсингового контракта

Аутсорсинговые контракты обычно заключаются на период от 2 до 5 лет. В мировой практике крупные поставщики аутсорсинговых услуг подписывают более длительные соглашения - сроком от 5 до 10 лет. Заключение долгосрочного контракта на аутсорсинг помогает лучше реализовать потенциальные преимущества, связанные с переходом на внешнее обслуживание. Аналитики и эксперты рекомендуют на первых этапах сотрудничества заключать краткосрочный контракт на аутсорсинг, чтобы обеспечить возможность прекращения отношений в случае неудачи.

Условия заключенного контракта определяют права, ответственность и обязанности обеих сторон. Основными составляющими контракта являются:

. Имена и адреса сторон, даты окончания и начала контракта.

. Описание перечня услуг, передаваемых на внешнее обслуживание в соответствии с контрактом.

. Вопросы, связанные с переходным периодом: передачей активов (указание на сторону, которая несет финансовую, административную, оперативную ответственность за каждый из передаваемых ресурсов), передачей услуг, переводом людей (зарплата, компенсационный пакет, гарантии занятости).

. Юридические права собственности, передаваемые аутсорсеру на время действия контракта.

. Место оказания услуг и размещения оборудования: фактические физические пункты предоставления услуг.

. Краткие характеристики ключевого персонала аутсорсера, занятого в данном контракте.

. Вопросы управления контрактом и распределением ролей и обязанностей между сторонами.

. Требования к уровню обслуживания по каждой составляющей контракта и механизмы отчетности, метод мониторинга эффективности работы аутсорсера (соглашение об уровне обслуживания).

. Экономическая составляющая (схема ценообразования для определения стоимости контракта, сроки оплаты различных услуг, налоги).

. Контроль и управление изменениями.

. Причины и условия выхода из контракта при преждевременном разрыве соглашения.

. Мероприятия, запланированные при прекращении действия контракта.

. Пути решения проблем, которые могут возникнуть под действием внешних факторов.

. Конфиденциальность.

. Прочие условия.

В связи с тем что договор аутсорсинга чаще всего заключается в форме договора возмездного оказания услуг, все существенные условия данного договора, предусмотренные в ГК РФ, должны быть включены в договор аутсорсинга. Одним из существенных условий является предмет договора. Что именно входит в перечень услуг аутсорсера, должно быть отражено в договоре подробно. Поскольку невключение в договор какого-либо действия имеет четкие правовые последствия, аутсорсер не обязан будет их выполнять. Также расплывчатое указание услуг может привести к различной трактовке их внутреннего содержания не только аутсорсером и компанией, но и самим работником.

Еще одним существенным условием договора аутсорсинга является срок и порядок оплаты услуг. Выбор организацией определенной схемы ценообразования определяется видом аутсорсинговых услуг, целями аутсорсинга и типом взаимоотношений, которые предполагается построить с поставщиком аутсорсинговых услуг. При отсутствии цены в договоре действует правило "об обычной цене" (п.3 ст.424 ГК РФ).

Поскольку правовые отношения существуют у компании и организации, предоставляющей услуги аутсорсинга, то компания-получатель не застрахована от ошибок предоставленных работников и воздействовать на них никак не может. Поэтому в договоре аутсорсинга необходимо предусмотреть последствия случаев некачественного выполнения работы, пропуска осуществления определенных действий. Например, сдача бухгалтерской отчетности, пропуск которой чреват не только штрафом для организации со стороны налоговых органов, но и такими неблагоприятными последствиями, как приобретение репутации недобросовестного налогоплательщика. Такие последствия трудно оцениваются в денежном выражении, поэтому в договоре должна быть предусмотрена отдельная норма о каждом виде ответственности.

Также в договоре обязательно должен быть пункт о замене работника в случае болезни или других непредвиденных обстоятельств. Организация платит за оказание определенных услуг и рассчитывает, что они будут осуществляться непрерывно.

Наиболее полно своеобразие договора аутсорсинга как одного из видов договоров возмездного оказания услуг выражается в распределении рисков между сторонами. Так, следуя ст.401 ГК РФ, ст.781 ГК РФ ставит последствия обнаружившейся невозможности исполнения для сторон в зависимость от наличия в том их вины. Иногда возможны ситуации смешанной вины, т.е. вины обеих сторон. В подобных случаях суд может обязать заказчика уплатить исполнителю указанную в договоре стоимость работ лишь частично. Из-за такой двусмысленности норм в договоре следует указать конкретные виды ответственности. В целом же контракт должен мотивировать аутсорсера к качественному оказанию услуги и содержать метрики, позволяющие провести однозначную оценку качества предоставления услуг, быть достаточно гибким, чтобы реагировать на развитие бизнеса предприятия, изменения в технологиях и ситуации на рынке. Поэтому, ключевой частью контракта является соглашение об уровне обслуживания, которое создает законную основу для оценки эффективности работы поставщика аутсорсинговых услуг, и является неотъемлемой частью комплекта юридической документации. В данном документе определяется содержание предоставляемых услуг, регламент их доступности и процедуры предоставления услуг; указываются стороны, вовлеченные в соглашение, сроки его действия.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7