Российская практика применения аутсорсинга

Рисунок - 1.6 Плюсы аутсорсинга, в %

Рисунок - 1.7 Минусы аутсорсинга, в %

Респондентам не использующим в настоящее время аутсорсинг, чтобы уточнить их планы, был задан вопрос: "Планируете ли вы пользоваться услугами аутсорсинговых компаний в будущем?" (Рисунок 1.8).

Рисунок 1.8 - Использование аутсорсинга в будущем, в %

Из 37% компаний, не являющихся потребителями услуг аутсорсинга, 60,6% планируют использовать их в будущем. Группу потенциальных клиентов попросили пояснить, какие функции они передадут на аутсорсинг при положительном решении и какие критерии будут определяющими при выборе компании-аутсорсера (Рисунок 1.9). Ответы распределились следующим образом: функции IT будут переданы в 97,5% компаний, АХО - 51,6%. К важным критериям отнесены: знание подрядчиком отраслевой специфики - 91,0%, цена услуг подрядчика - 66,2%, репутация подрядчика - 58%.

Рисунок 1.9 - Функции для передачи на аутсорсинг в будущем, в % от числа ответивших

Рассмотрение в ключе двух противоположно направленных тенденций проблем применения аутсорсинга в отечественной промышленности позволило выйти на важнейшие основания двух видов:

с одной стороны - полезности и необходимости аутсорсинга в наших условиях как одного из важнейших рычагов борьбы за эффективность фирмы;

с другой же стороны - четкого понимания того факта, что пореформенная экономика России в силу разных причин еще во многих случаях допускает неэффективное ведение бизнеса и соответственно деловые решения, не базирующиеся на оценках эффективности.

Объяснение этому явлению можно найти в мнении, что развитию аутсорсинга в России мешают следующие объективные обстоятельства [21; C.31]:

во-первых, бизнес российских предприятий не всегда образовывался исходя из экономических соображений, и часто организация производства не соответствовала рыночным экономическим принципам;

во-вторых, уровень развития поставщиков услуг аутсорсинга недостаточен, чтобы обеспечить требуемое предприятиям-заказчикам качество;

в-третьих, правовая среда не позволяет с первых контактов устанавливать доверительные отношения со сторонними организациями. Несовершенство правовой среды, в которой осуществляется деятельность заказчика и исполнителя аутсорсинговых услуг существенным образом влияет на распространение аутсорсинга в России.

Что же касается перспектив развития аутсорсинга, то, несомненно, в условиях активного экономического роста, продолжающегося процесса реструктуризации конкретных предприятий, данный вид бизнеса будет развиваться. По оценкам специалистов, всплеска аутсорсинга в российской промышленности можно ожидать уже через два-три года. Крупные компании в целях оптимизации использования ресурсов будут выводить непрофильные фонды. Сомнения же по поводу использования аутсорсинга полностью отпадут только тогда, когда вопросы конкурентоспособности и прибыльности предприятия станут зависеть не только от сокращения издержек, но и от эффективности выполнения конкретных бизнес-процессов.

Таким образом, это позволило выявить и систематизировать специфические особенности разработки и использования аутсорсинга в условиях современной российской экономики (Приложение Б).

Таким образом, в России есть все предпосылки к активному внедрению новой стратегии ведения бизнеса - аутсорсинга. Однако для его успешного применения необходимо учитывать не только обычные в мировой практике трудности перехода на аутсорсинг, но российскую специфику: неразвитость рынка, несовершенство законодательства и слабую культуру договорных отношений. Очевидные же преимущества, которые приносит аутсорсинг, позволяет предположить бурный его рост в России уже в ближайшее время, т.к. постепенно приходит понимание того, что аутсорсинг является эффективным способом снижения издержек, доступа к новейшим технологиям и возможности сконцентрироваться на ведении своей основной деятельности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4