Российская практика применения аутсорсинга

Компания "Август", производитель женской одежды под маркой OGGI, оставила за собой лишь разработку моделей, технологическую подготовку производства, закупку материалов и фурнитуры и продажу готовой одежды. Производство самой одежды осуществляется на условиях аутсорсинга и субконтрактации со множеством малых и средних предприятий легкой промышленности.

Такие крупные отечественные промышленные предприятия, как "Северсталь", "Объединенные машиностроительные заводы" также выделяют вспомогательные направления (ремонтные службы, связь и пр.) в отдельные, самостоятельные структуры, чтобы, помимо реальных выигрышей в основной деятельности фирм, со временем те начали приносить прибыль и за счет внешних заказов.

Кирово-Чепецкий химический комбинат передал одной аутсорсинговой компании более 40 функций, в числе которых обслуживание объектов недвижимости и гостиничного хозяйства, организация служебного питания, уборка помещений и др.

На Ковровском механическом заводе продолжается реализация программы "Новый облик" и создание самостоятельных предприятий на базе вспомогательных подразделений завода. Первопроходцы КМЗ - это ДЗО "КМЗ-Авто" и два аутсорсинговых предприятия "ЦентрСтрой" и "ЭкоСервис". В новых условиях они работают с 1 апреля 2010 года [26; C.18].

Однако примеров подобной практики пока немного: медленное его развитие во многом обусловлено недоверием заказчиков к новой форме услуг и недооценкой возможных преимуществ от ее использования. В феврале 2010 года E-xecutive было проведено исследование отношения российских компаний к аутсорсингу о том, каким они видят аутсорсинг в условиях России [50]. Всего в опросе приняли участие 722 человека: представители компаний из 31 индустрии. Опрос показал, что 63% компаний уже используют аутсорсинг, причем основная доля получателей аутсорсинга концентрируется в Москве (63,8%) (Рисунок 1.4).

Рисунок 1.4 - Использование аутсорсинга

Традиционно считается, что на аутсорсинг следует передавать лишь второстепенные функции, некритичные для конкурентоспособности компании. В ходе изучения результатов выделено две группы функций, не связанных с основным бизнесом компаний:

функции, важные для развития бизнеса компаний, но требующие соответствующего оборудования и специализированной подготовки сотрудников, выполняющих эту работу (IT, маркетинг, реклама, юридические услуги);

функции, не требующие высокой квалификации, занимающие много рабочего времени и монотонные по характеру работ (заведение больших объемов информации в базы данных, неквалифицированный ручной труд на производстве, уборка).

Компании готовы передать на аутсорсинг такие функции, как IT (96,8%), АХО (97,9%), найм и обучение персонала (22,4%), при этом стоит отметить, что процент ответов, о функциях, при отдельном рассмотрении данных по Москве, Санкт-Петербургу и регионам, дал идентичную картину распределения (Рисунок 1.5).

Рисунок - 1.5 Функции, переданные компаниями на аутсорсинг, в %

Переход на аутсорсинг - сложный и ответственный момент для компании. Осознав необходимость в срочных изменениях в управлении и поняв, какие подразделения компании лежат финансовым грузом, руководство 78,2 компаний самостоятельно принимает решение передать их на аутсорсинг. В 30,7% случаях компании консультируются с компаниями, предлагающими аутсорсинговые услуги, 15% обращаются в консалтинговые фирмы. При рассмотрении функций, уже переданных компаниями на аутсорсинг, выяснилось, что переведены на аутсорсинг те же функции, которые компании сочли целесообразными для передачи, а именно - административно-хозяйственные и информационные технологии.

Отдельно была сформирована группа вопросов о плюсах и минусах аутсорсинга (Рисунки 1.6, 1.7).

Перейти на страницу: 1 2 3 4