Сущность мотивации персонала

Выделяют следующие типы мотивированности:

трудовой (ориентация на заработок);

профессиональный (заинтересованность в содержательной работе, самовыражении);

властный (приобретение высокой должности);

идейный (готовность трудиться ради общего блага);

хозяйский (стремление к самостоятельности, возможность приумножение богатства);

творческий (поиск нового).

Мотивационная структура личности достаточно стабильна, но поддается целенаправленному формированию и изменению. Для успешного руководства подчиненными необходимо хотя бы в общих чертах знать основные мотивы их поведения и способы воздействия на них, и возможные результаты таких усилий.

Механизм (процесс) мотивации формирует условия, побуждающие людей к деятельности. Он состоит из двух элементов: механизма внешнего целенаправленного стимулирующего воздействия (побуждения и принуждения) и механизма реализации внутренней психологической предрасположенности к той или иной деятельности.

Принципами построения мотивационного механизма считаются:

увязка со структурой и степенью значимости целей деятельности;

простота, понятность, справедливость;

наличие необходимых условий реализации;

возможность корректировки;

направленность как на поддержку создания нового, так и на его принятие;

рациональность, взаимосвязанность элементов при их обособленности [2, 127].

Помимо потребностей и мотивов, мотивационный механизм включает:

притязания - желаемый уровень удовлетворения потребностей. На него влияют ситуация, успехи и неудачи. Если он достигнут, то, скорее всего потребности не превращаются в мотивы;

ожидания - оценку личностью вероятности наступления события, которая конкретизирует притязания применительно к ситуации; предположение о том, что с результат деятельности будет иметь определенные последствия;

установки - психологическая предрасположенность, готовность человека к тем или иным поступкам в конкретной ситуации;

оценки - характеристики степени возможного достижения результата или удовлетворения потребностей;

стимулы - блага, возможности, находящиеся вне субъекта, с помощью которых он может удовлетворить свои потребности, если это не требует невозможных действий.

Различают четыре основные формы стимулов:

) принуждение (замечание, выговор, перевод на другую должность, строгий выговор, перенос отпуска, увольнение с работы);

) материальное поощрение (заработная плата, вознаграждение за результаты, путевки, ссуды на строительство жилья и другие);

) моральное поощрение (благодарность, почетные грамоты, доски почета, почетные звания, правительственные награды);

) самоутверждение (публикация книги, авторское изобретение, съемка фильма) [7, с. 123].

Действие механизма мотивации выглядит следующим образом:

возникновение потребностей;

восприятие импульсов, идущих от них;

анализ ситуации с учетом ожиданий, притязаний, стимулов;

актуализация (включение) мотивов;

формирование определенного состояния личности;

определение и осуществление конкретных действий; удовлетворение потребностей и получение материального или морального вознаграждения.

Потребности - это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы [6, с. 128]. Потребности нельзя непосредственно увидеть и измерить. Об их существовании окружающим можно узнать только по поведению людей, причем зачастую лишь в определенной ситуации.

Потребности могут быть врожденными и приобретенными в результате воспитания. По происхождению потребности бывают естественными (в пище, золе и т.п.) и социальными (в признании, славе), а исходя из содержания материальными и нематериальными.

Перейти на страницу: 1 2 3