|  
 Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду. 
 Мотивация - это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей [131, с. 194]. 
 В понятие «мотивация» входят моменты активизации, управления и реализации целенаправленного поведения человека. Мотивация отвечает на вопрос: почему так, а не иначе поступает человек. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека. 
 Главная задача мотивационных процессов в современных условиях - сделать каждого работника не столько собственником средств производства, сколько собственником своей рабочей силы. Мотивация высокопродуктивного труда позволяет обеспечить наряду с восстановлением нормальной трудоспособности работников повышение места, занимаемого ценностью труда, в общей структуре социальных ценностей, формирование нового трудового сознания и трудовой этики. 
 Мотивация как стратегия основана на долговременном воздействии на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры ценностных ориентаций и интересов работника, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала. 
 На рисунке 1.1 представлена схема взаимосвязи понятий мотивации. 
 Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека.    |  |  | Ситуации  |  |  |   |  |  |  |  |  |  |   | Мотивы человека  |  | Процесс мотивации  |  | Удовлетворение потребностей  |   |  |  |  |  |  |   |  |  |  |  |  |  |  Рисунок 1.1 - Взаимосвязь понятий мотиваций [14, с. 457]. 
 Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил. 
 Выделяют следующие основные типы мотивов: 
 мотив как внутренне осознанные потребности (интересы), побуждающие к действиям (чувство долга), связанным с их удовлетворением; 
 мотив как неосознанная потребность (желание); 
 мотив как инструмент удовлетворения потребности. Например, мотивом может стать цель, если приобретает для человека особый смысл; 
 мотив как намерение, побуждающее поведение [1, 56]. 
 Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру. У каждого человека она индивидуальна и обусловливается множеством факторов: полом, возрастом, образованием, воспитанием, уровнем благосостояния, социальным статусом, должностью, личными ценностями, отношением к труду, работоспособностью. 
 
 Перейти на страницу: 1 2 3 |