Управление совершенствованием системы профессионального развития и обучения персонала

4. Лекции

Лекция является традиционным, одним из самых древних и в настоящее время очень распространенным методом обучения. Лекция представляет собой монолог (выступление, рассказ) преподавателя при ограниченной доле обсуждения.

Преимущества лекций:

· является непревзойденным средством изложения большого объема теоретического материала в короткий срок;

· позволяет осветить и развить множество теорий, концепций, подходов и идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты;

· чрезвычайно эффективна с экономической точки зрения, поскольку один преподаватель может работать одновременно с десятками учеников.

Недостатки лекций:

· роль обучающихся ограничивается восприятием и самостоятельным осмыслением материала, с их стороны отсутствуют практические действия;

· не способствует отработке практических навыков и умений, формированию нового типа поведения, отношений;

· зачастую оторвана от реальных проблем конкретного предприятия и его сотрудников;

· отсутствие обратной связи;

· трудно контролировать степень усвояемости материала и корректировать обучение;

· для эффективности лекций требуется высокий уровень лекторского искусства;

· часто бывает скучной, быстро забывается, поэтому требует повышенной внешней и внутренней мотивации.

Последние два недостатка иллюстрирует следующий забавный пример [2, с. 156]. Преподаватель, которому приходилось много рассказывать, решил облегчить свою работу: записал свою лекцию на магнитофон, принес его в аудиторию, включил и вышел. Через полчаса он заглянул в аудиторию и с удивлением обнаружил, что слушатели усердно записывают. На следующий день лектор с самого начала занятия включил магнитофон и ушел. Вернувшись, он увидел, что аудитория пуста, а вокруг магнитофона плотным кольцом расставлены диктофоны…

В современной практике тренингов используются т.н. «мини-лекции», представляющие собой краткий рассказ, изложение сведений, информационное введение в тему. Иногда монолога просто не избежать: например, при сообщениях о свойствах нового продукта, ситуации на рынке, изменениях в компании и т.д. Если задача обучения - освоение навыков или изменение отношений (а неполучение большого количества теоретических знаний) лекция сводится к рассказу на 10 -15 минут.

Для повышения эффективности лекций специалисты используют следующие средства:

- четкое и ясное для слушателей структурирование занятия и рациональное дозирование материала в каждом из разделов;

образная речь с примерами и сравнениями;

использование наглядных пособий, схем, таблиц, моделей, графиков;

применение риторических и уточняющих понимание материала вопросов;

простой, доступный язык;

обращение к таким техническим средствам обучения, как слайды, видео и аудио записи (Влияние использования различных технических средств на эффективность обучения представлено в приложении 5 [37]).

6.Деловые игры:

Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающегося - в ходе игры участники проигрывают поведение сотрудников смоделированной компании. Деловые игры позволяют решать следующие задачи:

определить индивидуальные и коллективные способности и профессиональную подготовку обучающихся;

повысить интерес участников к обучению;

наглядно представить реальную ситуацию на предприятии, определить возможные стратегии управления им и получить результат принятых решений;

приобрести навыки принятия решений, разрешения конфликтов и т.д. в условиях, максимально приближенных к реальной практической деятельности;

активизировать творческий потенциал человека, сделать обучение интенсивным и более результативным.

Деловые игры являются очень эффективным методом профессионального обучения с точки зрения выработки практических, управленческих (составление планов, проведение совещаний, переговоров, принятие управленческих решений и т.п.) и поведенческих навыков (удовлетворение потребностей клиентов, ориентированности на качество, сотрудничество). Это не просто способ оживления обучения, игра представляет собой сочетание вовлеченности, физической активности с моделированием, проживанием опыта, анализ рабочих ситуаций, свободный от привычных шаблонов, освоение профессионально-ролевых норм и ориентиров, свободу от страха за последствия ошибок.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7