История развития кадровых служб в системе государственного управления

ООТИТБ - отдел охраны труда и техники безопасности в подчинении главного инженера;

ОК - отдел кадров в подчинении директора;

ОТО - отдел технического обучения и подготовки кадров в подчинении директора;

БРИЗ - бюро рационализации и изобретательства в подчинении главного инженера или его заместителя.

Как видно, все стороны деятельности персонала обеспечивались руководством и организацией, однако, разная подчиненность служб неизбежно приводила к усложнению координации действий, а в некоторых случаях - к односторонности во взглядах на персонал.

Переход к централизации управления подразделениями по работе с персоналом перспективен и способствует реализации гуманистического подхода. Однако в этом случае функции всех вышеперечисленных служб на предприятии передаются единой службе Управления персоналом.

В истории иностранных государств интересен период «промышленной революции XIX века», которая кардинально изменила характер организации труда и роль самих работников. Рост масштабов производства и поведение работников, которых не удовлетворяют условия труда, побудили руководителей в первую очередь государственных предприятий нанимать специалистов, которые бы занимались исключительно работниками. В Англии их называли секретарями благополучия, в США и Франции - общественными секретарями, основными функциями которых было: следить за условиями труда; устраивать больных работников в больницы, а детей - в дошкольные заведения.

Одновременно развитие машинного производства, которое объединяет большое количество работников в пределах промышленных предприятий , способствовало созданию профсоюзов. Профсоюзы стали основной силой, способной организовывать работников, чтобы отстаивать свои интересы разными способами (забастовки, бойкоты и тому подобное). Это заставило государственные органы создавать национальные системы социального страхования, выплат компенсаций по безработице, установления минимальной заработной платы, сокращения рабочего дня. В связи с этими изменениями в государственных компаниях появилась потребность в спецотделах, которые бы были экспертами в отрасли трудового законодательства и обеспечивали контроль за действиями администрации предприятия . Организации начали создавать специальные отделы, которые занимались этими вопросами.

В 20-30-ые годы XX века возникли специализированные отделы по вопросам управления человеческими ресурсами, которые выполняли в основном рутинную работу, связанную с ведением документов, разбором конфликтов, выплатой заработной платы. Все вопросы, связанные с управлением человеком, решались высшим руководством без отдела кадров.

В годы Второй мировой войны перед отделами кадров крупнейших промышленных госкорпораций (в США, Великобритании) было поставлено грандиозное задание в кратчайший срок принять на работу и научить сотни тысяч новых работников многим видам профессий, чтобы замещать тех, кто пошел на войну. Это задание было выполнено, и с этого времени вопросы подбора, учебы, переквалификации кадров стали важным направлением работы отдела управления людьми.

История развития кадровых служб также тесно связана и с развитием служб организованного трудоустройства населения. Возникновение последних в странах Западной Европы было обусловлено массовой безработицей. На начальном этапе они являли собой совокупность органов трудового посредничества, которое осуществлялось профсоюзами и союзами предпринимателей. Позже были созданы государственные службы трудоустройства - биржи труда, агентства, конторы. Во Франции первая государственная биржа труда была создана в 1897 г., в Англии - в 1909 г., а в Царской России - в 1917 г.

Перейти на страницу: 1 2 3