Прогнозирование и планирование

Планирование заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:

· по степени охвата (общее и частичное),

· содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности),

· предмету (объекту) планирования (целевое, средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация; программное, действий),

· сферам функционирования (производство, маркетинг, финансы),

· охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное),

· срокам (кратко-, средне-, долгосрочное),

· жесткое и гибкое.

Критерии выбора формы планирования (принципы планирования):

· полнота (требуется учесть все),

· детализация (глубина ее определяется целью планирования),

· точность,

· простота и ясность,

· непрерывность,

· эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность),

· выравнивание при планировании,

· экономичность.

Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования [3, с. 66].

Следует четко определить:

· объект планирования (что планируется),

· субъект планирования (кто планирует),

· период (горизонт) планирования (на какой срок),

· средства планирования (например, компьютерное обеспечение),

· методику планирования (как планировать),

· согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

Любая фирма имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие виды планирования:

· общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы),

· стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, персонала),

· тактическое (условий хозяйственных операций - производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала)

· оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).

Основными признаками стратегического планирования являются:

· цель планирования - долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы,

· носитель идеи планирования - высший менеджмент,

· проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования,

· горизонт планирования - долгосрочное,

· охват - глобальный, широкий спектр альтернатив,

· принципы - изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (на 1-5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, персонала.

Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия.

При планировании решается множество проблем, основные причины которых [19, с. 103]:

· особенности исходного состояния (проблемы планирования плохо структурированы, их тяжело определить и измерить),

· особенности конечного состояния (характер влияния на цели и ресурсы при планировании не определен, а проявит себя только в будущем, множественность целей),

· проблемы альтернатив (имеется неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск других требует времени и средств),

· проблемы инструментария (выбор наиболее оптимального),

· большое число лиц, участвующих в планировании,

· ответственность (ЛПР принимает на себя ответственность, план же составляют другие),

· проблема контроля (в ходе составления, выполнения и корректировки).

По существу между прогнозом (предвидением будущего) и планом нет резкой границы. Можно сказать, что прогноз - недостаточно определенный план, а план - это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, принятия решений и мероприятий по осуществлению этих решений.

Основными объектами прогнозирования на уровне предприятия (фирмы) являются [14, с. 116]:

· потребность в продукции предприятия,

· потребности предприятия в производственных ресурсах (материальных, финансовых, трудовых, информационных).

Все методы прогнозирования можно разделить на две группы:

Перейти на страницу: 1 2