Структура аппарата управления, составные части и назначение

Суть делегирования заключается в умении добиться выполнения работы другими работниками. Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.

С эффективностью делегирования тесно связаны концепции ответственности.

Ответственность - это необходимость предоставлять отчет о результатах решения задач управления и отвечать за их возможные последствия. Ответственность означает, что управленческий работник отвечает за результаты решения задачи перед тем, кто их ему делегировал. Это не означает, что руководитель в процессе делегирования полномочий полностью передает ответственность. Ответственность конечна, она может быть лишь перераспределена между руководителем и подчиненным. При этом полная ответственность остается за руководителем, а лишь часть ее закрепляется за подчиненным, который соглашается на делегирование полномочий.

Пример ответственности: Гарри С. Трумэн, бывший президент США, написал на своем столе: "Больше ответственность сваливать не на кого".

Это говорит о том, что руководитель, занимающий определенную должность с предписанными ей задачами, не может делегировать ответственность за последствия решения задач управления. Процесс решения задач можно делегировать, а последствия их решения делегировать нельзя.

Поэтому менеджеру важно помнить: ответственность не может быть делегирована.

Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному. Хотя лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязано решать ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное ее решение.

Делегирование реализуется только в случае принятия полномочий.

Полномочия делегируются должности, а не человеку, который занимает ее в данный момент.

Процесс распределения и делегирования полномочий в структуре аппарата управления имеет ограничения, т. е. он имеет определенные пределы.

Внутри предприятия эти. пределы обычно обуславливаются соответствующими правилами и должностными инструкциями, изложенными в письменном виде. Предел полномочий расширяются в направлении более высоких уровней управления. Но данные полномочия высшего руководства ограничены внутренними и внешними факторами.

Рис. 3. Концепция делегирования полномочий и распределения задач управления

Внутренние ограничения:

Ä условия контракта;

Ä этика поведения;

Ä принятые традиции, ценности, культура организации.

Внешние ограничения:

Ä законодательно;

Ä культурные стереотипы общества;

Ä отношения с поставщиками;

Ä работа на потребителя.

Однако ограничения, налагаемые на полномочия, часто широко нарушаются на практике. Такое нарушение определяется властью и лидерством, которыми обладаю руководители и менеджеры организации.

Полномочия, власть и лидерство часто путают друг с другом. Полномочия корреспондируются только с должностью, которую занимает конкретный работник аппарата управления организации. Власть принадлежит только человеку и представляет собой свободу и способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Человек может иметь власть, не имея соответствующих полномочий. Власть и полномочия необязательно должны быть соизмеримыми и находиться в определенном балансе. Полномочия определяются целями и содержанием задач управления.

Власть реализуется через установленные неформальные виды связи, возникающие на основе других принципов. Их можно рассмотреть как линии и типы власти.

Линии власти и типы власти. Термин "линия власти", в общем, используется в значении возможности руководителя влиять на поведение своих подчиненных для лучшего выполнения собственных полномочий. Линия власти включает также возможности подчиненных влиять на руководителя или трактовать по своему разумению его распоряжения. Линия власти очерчивается набором отношений "начальник - подчиненный".

Перейти на страницу: 1 2 3