Нормативно-правовое обеспечение стратегического планирования в органах исполнительной власти

Правовой основой использования методов стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития является Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» № 115-ФЗ. Этот нормативный акт, изданный в 1995 году, стал первой попыткой возврата к практике централизованного государственного планирования после ее упразднения в 90х годах, когда стратегическое управление регионом было отдано на откуп региональных властей.

Возврат к централизованному государственному планированию обусловлен рядом причин, среди которых наиболее важными являются:

· рост диспропорций между регионами;

· разрыв традиционных хозяйственных связей между регионами;

· экономический кризис 90х гг.

· региональные конфликты военно-политического характера;

· упадок социального благополучия (низкий уровень жизни, дифференциация доходов).

Во исполнение распоряжения Правительства РФ приказом Минэкономразвития РФ утвержден Порядок согласования с федеральными органами исполнительной власти мероприятий (объектов) программ экономического и социального развития субъектов РФ, имеющих федеральное значение и предлагаемых к финансированию с использованием средств федерального бюджета, а также типовой макет программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации. Этим же приказом субъектам Российской Федерации рекомендовано руководствоваться данным типовым макетом при разработке региональных программ экономического и социального развития.

Таким образом, функция контроля над разработкой стратегических документов в субъектах РФ в 2002 году перешла с регионального на федеральный уровень и была закреплена за одним из департаментов Минэкономразвития РФ.

Законодательством РФ установлено, что государственные органы власти субъектов РФ формируют нормативные правовые акты, определяющие порядок решения вопросов в рамках распределенных полномочий. Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством, ни Федерация, ни регионы могут вообще не иметь стратегических документов в области территориального планирования, несмотря на то, что проект федерального закона о стратегическом государственном управлении в РФ не первый год находится в процедуре согласования и то, что в различных документах федерального уровня содержатся ссылки на необходимость применения стратегического планирования. В частности, приказом Минэкономразвития России среди критериев конкурсного отбора субъектов РФ на предоставление субсидий для проведения административной реформы было установлено принятие нормативного правового акта, регламентирующего вопросы стратегического планирования в субъекте РФ. В постановлении Совета Федерации Федерального Собрания РФ отмечено, что территориальное планирование является важным элементом системы стратегического планирования и прогнозирования развития Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Органы исполнительной власти пользуются такой неопределенностью - на федеральном уровне нет ни долгосрочной стратегии регионального развития, ни среднесрочных реализующих ее программ. Нет и качественно проработанных региональных разрезов основных отраслевых стратегий, среднесрочной программы социально-экономического развития, программ развития инфраструктурных монополий и т.д. Необходим федеральный закон об организации разработки и реализации государственной региональной политики в Российской Федерации, который должен обеспечить взаимосвязь региональных приоритетов страны с разрабатываемыми на федеральном и региональном уровне концепциями, стратегиями и программами развития. Для обеспечения высокого качества стратегических, программных и прогнозных документов нужно будет разработать общедоступную методическую базу по всему кругу вопросов стратегического планирования.

Начиная с середины 2007 года, когда на заседании Правительства РФ 30 июня 2007 года была рассмотрена «Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», органы государственной власти субъектов Российской Федерации под методическим руководством и при координации со стороны Министерства регионального развития Российской Федерации проводят активную работу по разработке региональных стратегий. К 2011 году рассмотрены документы около 60 субъектов РФ.

Перейти на страницу: 1 2