Анализ внешней среды и ее влияние на принятие решения

В рыночных условиях организации функционируют как открытые системы. Их открытость проявляется в динамическом взаимодействии с окружающей внешней средой. Организации получают материальные, трудовые, финансовые ресурсы из внешней среды. Они зависят от внешних клиентов, заказчиков - потребителей их продукции. Поэтому организация должна оперативно отслеживать все изменения внешней среды, оценивать их и выбирать наилучшую ответную реакцию. Например, изменения в спросе должны своевременно отражаться на объемах, составе, структуре производимой продукции. То есть внешняя среда оказывает постоянное воздействие на состояние организации.

В составе факторов внешней среды по характеру их связи с параметрами организации различают две группы. Первая - факторы прямого влияния: содержание законодательных документов федерального, регионального и муниципального уровней, деятельность поставщиков ресурсов (финансовых, материальных, трудовых), поведение конкурентов, потребителей (покупателей) продукции организации, деятельность профсоюзных организаций. Все эти факторы оказывают непосредственное, прямое воздействие на работу организации. Характер возникающих проблем, их устранение. Например, состояние связей с поставщиками ресурсов - это фундаментальная основа стабильного функционирования любой организации.

Вторая группа внешних факторов оказывает косвенное влияние на организацию. К ним относят: состояние экономики страны (или региона), характер научно-технического прогресса, уровень социального развития, социокультурные факторы, политические факторы, международные события, состояние мировой экономики и др.

Например, состояние национальной экономики влияет на работу организации через такие параметры среды, как наличие капитала и рабочей силы, уровень и темпы инфляции, производительность труда, доходы покупателей и др. Так, инфляция приводит к снижению покупательной способности и снижает спрос на продукцию организации.

В теории и практике менеджмента используется и другая классификация факторов внешней среды организации. В соответствии с ней в составе внешней среды различают две, относительно самостоятельные подсистемы: макроокружение (макросреда) и непосредственное окружение (микросреда). Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. Ее состав образуют следующие составляющие: экономическая, технологическая, правовая, политическая, социальная.

Изучение экономической составляющей требует анализа таких макрохарактеристик, как величина валового национального продукта, темпы инфляции, уровень безработицы, процентные ставки, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и др. Следует учитывать также общий уровень экономического развития страны, объем добываемых природных ресурсов, структуру населения, уровень заработной платы, климат, образованность рабочей силы.

Анализ технико-технологической составляющей направлен на выявление возможностей производства новых видов продукции, модернизации техники, технологии и т.д. Научно-технический прогресс предоставляет организациям огромные возможности, но может создать для них и не менее огромные угрозы. Если организация по каким-то причинам, объективным или субъективным, опоздает с модернизацией техники, технологии, продукции, то она может лишиться многих конкурентных преимуществ, конкурентоспособность ее резко снизиться.

Анализ правовой составляющей направлен на изучение содержания законодательных и других нормативных документов, характера их влияния на хозяйственную деятельность организации. Правовые нормы, установленные в этих документах, регулируют взаимоотношения предприятий, фирм по вертикали и горизонтали. Очень важно выявить насколько эффективно такое регулирование.

Перейти на страницу: 1 2 3