Разновидности метода «мозгового штурма»

Индивидуальный мозговой штурм

Все роли - генератора, секретаря, ведущего, оценщика идей - берет на себя один человек. Фиксация на бумаге, компьютере, диктофоне. Оценка идей отложена.

Креативные приемы «штурмовика» - одиночки:

Читая текст, выхватывайте произвольные слова. Не наталкивает ли значение случайного слова на новую идею? Текст подойдет любой, хоть телефонная книга, но лучше лексически богатый.

Прилагайте значение слова к обстановке, окружающей рекламируемый объект. Что меняется? Что из этого можно извлечь для решения задачи?

Физически помещайте слово в проблемную ситуацию.

Вышеозначенные операции проделывайте с изображениями, просматривая журналы или фото-стоки в интернете.

Выпишите факты и процессы, связанные с рекламируемым объектом. Как будут выглядеть противоположные факты и процессы? Что это дает?

Как решались аналогичные задачи в других областях и ситуациях? Можно ли извлечь что-нибудь полезное из аналогов, пусть приблизительных, из иных времен и мест?

Обратный мозговой штурм

Цель его - максимально выявить недостатки рекламируемого объекта. Генераторы в режиме мозгового штурма составляют список имеющихся или потенциальных дефектов, ограничений, противоречий объекта или идеи. Негативные стороны объекта или идеи усугубляются до крайности. После такого жесткого тестирования идет поиск путей по устранению недостатков.

Двойной мозговой штурм

Введение критики идей. Этапы: прямой (классический) мозговой штурм, обсуждение, продолжение выдвижения идей.

Мозговой штурм с оценкой идей

Объединение двойного, индивидуального и обратного методов. Фазы «мечтателя» и «реалиста» многократно гибко чередуются. Используется для решения сверхсрочных задач. Высокие требования к участникам: квалификация, собранность, умение пользоваться методикой мозгового штурма.

Этапы:

- Генерация идей

- Ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями, самостоятельная оценка вариантов

- Выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков

- Обсуждение с мини-штурмами

- Сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков

- Индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование

Недостатки: нагрузочность, конфликтность. Достоинство: более целенаправленный поиск, снижен риск проскочить мимо сильного решения.

управленческий мозговой штурм