Владение искусством общения

Философская по содержанию и поэтическая по форме мысль об исключительной роли общения в жизнедеятельности человека принадлежит французскому писателю Сент-Экзюпери, который сказал: “Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения”.

В наш бурный информационно-технологический век, к великому сожалению, мы все чаще замечаем, как сужаются возможности для непосредственного контакта между людьми, а их неформальное - человеческое общение - часто все более отодвигается на второй план. В условиях роста стоимости вещей обесценивается обычное человеческое общение.

В повседневной спешке и постоянном марафоне за деловым успехом мы часто забываем остановиться и не замечаем в своем коллеге по работе простого человека, наделенного всеми человеческими чувствами, сомнениями и радостями, достоинствами и недостатками. То есть теми же личностными качествами, которыми обладаем и мы сами.

Понять сложный, многогранный, многомерный мир управленческих взаимоотношений, в которые вступает ежедневно руководитель любого ранга, можно прежде всего поняв человека, с которым он вступает в непосредственное общение. Понять другого человека - значит войти в его положение, значит мысленно представить, каковы его цели, жизненные планы, возможности и наиболее вероятная направленность его действий.

Настоящий менеджер-руководитель любого ранга должен постоянно помнить, что каждый его сотрудник - личность, а как каждая личность, он уникален и хоть в чем-то, но превосходит тебя. Поэтому руководя - не подавляй, обучая - учись, отдавая - вбирай, впитывай в себя все то лучшее, что есть у того, с кем ты общаешься. А для того чтобы общение было для тебя не только необходимостью, но и естественной потребностью, проявляй к твоему сотруднику, собеседнику неподдельный, искренний и глубокий интерес.

В общении как процессе могут быть выделены следующие фазы:

. Приветствие, обращение собеседников друг к другу.

. Постановка вопроса, проблемы, просьбы, высказывания предложения одной из сторон.

. Активное слушание и обмен информацией.

. Выдвижение идей, версий, гипотез решения проблем.

. Нахождение оптимального способа решения прблемы, задачи.

. Принятие решения.

. Завершение общения (пожелания взаимных успехов, высказывание о намерениях на будущее и т.д.).

Мы перечислили эти фазы с тем, чтобы менеджер как активный субъект и объект общения знал и помнил о них.

Для руководителя любого ранга, т.е. менеджера, важно овладеть не только любой из выделенных фаз, но что особенно важно, научиться слушать собеседника.

Но слушать - это не значит бездействовать. Необходимо вникнуть в смысл не только того, о чем говорит собеседник, но и понять, для чего он это говорит, что он от вас хочет, с чем он к вам пришел? Что вы можете для него сделать? Не спешите перебивать собеседника, дайте ему выговориться, “излить душу”.

Но подлинного общения руководителя со своими сотрудниками часто не происходит по целому ряду причин. Наиболее характерные из них:

Наличие социальных, психологических и других барьеров и помех.

Отсутствие психологической совместимости руководителя и сотрудника (отдельные черты характера, манеры поведения одного не нравятся другому). Руководитель (или, наоборот, сотрудник) когда-то в какой-то ситуации допустил неуважительное отношение. И это отчуждение продолжает быть барьером в общении.

Руководитель или подчиненный были ранее не искренни, а еще хуже совершили нечестный поступок один к другому. Это надолго, а иногда навсегда создает барьер в общении.

Отношения носят слишком формальный, официальный характер.

Выражение лица одного из собеседников бесстрастное, равнодушное, а иногда даже скучное по отношению ко всему тому, что говорит другой.

Руководитель систематически стремится показать свое превосходство и тем самым подавляет и даже унижает своего сотрудника.

Если руководитель в ситуации общения периодически отвлекается (на телефонные разговоры, продолжает что-то писать, имеет безучастный вид).

Для общения неблагоприятная обстановка (например, много посторонних людей).

Перейти на страницу: 1 2