Эвристические методы принятия решений

Вы в своей жизни, вероятно, встречали человека, который, прежде всего, поражал вас тем, что у него чрезвычайно развитое воображение, оригинальные и неожиданные суждения, идеи, которые свойственны высокоразвитому интуитивному мышлению. Такого человека мы, как правило, называем творческой личностью. А способность к генерированию новых идей есть все основания отнести к одному из важнейших признаков творческой личности.

И в школе, и в вузе, к сожалению, развитию интуиции, способностей к генерированию новых идей уделяют недостаточное внимание. Педагоги и школы, и вуза в основном обращают внимание на логические методы решения задач. В том числе в процессе решения творческих задач.

Если все известные методы решения творческих задач разделить по признаку доминирования логических эвристических (интуитивных) процедур и соответствующих им правил деятельности, то можно выделить две большие группы методов:

а) логические методы - это методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т.д.;

б) эвристические методы.

Эвристический метод словестно можно представить в виде некоторой системы правил, то есть описания того, как нужно действовать и что нужно делать в процессе решения задач определенного класса. Из разнообразного набора правил деятельности в решении задач принципиально можно выделить два больших класса предписаний: алгоритмы или алгоритмические предписания и эвристики - эвристические предписания. Если алгоритмы жестко детерминируют наши действия и гарантируют в случае их точного выполнения достижение успеха в решении соответствующего типа задач, то эвристики и эвристические предписания лишь задают стратегии и тактике наиболее вероятное направление поиска идеи решения, но не гарантируют нам успеха решения.

Эвристические методы решения творческих задач - это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса творческих задач.

О продуктивности эвристик и эвристических правил в решении творческих задач хорошо знают изобретатели и рационализаторы. Однако и они часто их используют стихийно. А это чрезвычайно затрудняет их практическое применение. Поэтому обучение решению творческих задач и в школьной, и в вузовской практике в основном осуществлялось методом проб и ошибок, то есть далеко не лучшим образом.

Метод “мозгового штурма”

Метод и термин “мозговой штурм” или “мозговая атака” предложены американским ученым А.Ф.Осборном (за основу взят вариант эвристического диалога Сократа).

Изобретателями было отмечено, что коллективно генерировать идеи эффективнее, чем индивидуально. В обычных условиях творческая активность человека часто сдерживается явно и не явно существующими барьерами (психологическими, социальными, педагогическими и т.д.). Эту ситуацию удобно выразить при помощи “шлюза”. Творческая активность человека чаще всего потенциально сдерживается, как вода при помощи “шлюза”. Поэтому нужно открыть “шлюз”, чтобы ее высвободить. Жесткий стиль руководства, боязнь ошибок и критики, сугубо профессиональный и слишком серьезный подход к делу, давление авторитета более способных товарищей, традиции и привычки, отсутствие положительных эмоций - все это выполняет роль “шлюза”. Диалог в условиях “мозговой атаки” выступает в роли средства, позволяющего убрать “шлюз”, высвободить творческую энергию участников решения творческой задачи.

Руководитель группы, опираясь на демократический стиль общения, поощряя фантазию, неожиданные ассоциации, стимулирует зарождение оригинальных идей и выступает как их соавтор. И чем более развиты способности руководителя к сотрудничеству и сотворчеству, тем эффективнее, при прочих равных условиях, решение задачи.

Эвристические правила применения метода коллективного поиска оригинальных идей

1. Формируются малые творческие группы по 5-7 человек: а) генерирования идей; б) критического анализа предложенных идей; в) защиты критикуемых идей; г) окончательной оценки предложенных идей. Не исключена возможность, что все участники поэтапно выполняют все вышеуказанные функции решения творческой задачи последовательно.

. Руководитель должен стремиться к доброжелательному, демократическому стилю общения, а для этого предоставлять всем участникам равные права высказывать любые идеи, рассуждать вслух, бросить подходящую реплику.

Перейти на страницу: 1 2 3