Методическое обеспечение экспериментальной работы

. Творчество (возможность творческой деятельности).

. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

1. Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах.

2. Воспитанность (хорошие манеры).

3. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

. Жизнерадостность (чувство юмора).

. Исполнительность (дисциплинированность).

. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно).

. Непримиримость к недостаткам в себе и других.

. Образованность (широта знаний, высокая общая культура).

. Ответственность (чувство долга, умение держать слово).

10. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения).

11. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина).

. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов.

. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями).

. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки).

. Честность (правдивость, искренность).

. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе).

18. Чуткость (заботливость).

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?»

«Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»

«Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?»

«Как сделало бы это, по вашему мнению, большинство людей?»

«Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?»

«Как это сделали бы вы через 5 или 10 лет?»

«Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?»

Обработка результатов: Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д.

Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д.

Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Необходимо попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у испытуемого системы ценностей или даже неискренность ответов. Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Перейти на страницу: 1 2 3