Анализ и оценка среды ОАО «Железногорский хлебозавод»

В табл. 3 приводится пример возможной формы для анализа сильных и слабых сторон организации. Кроме того, внутренняя среда ОАО «Железногорский хлебозавод» как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как и отдельные составляющие внутренней среды, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации. Так как организационная культура не имеет четкого проявления, то ее анализ на формальной основе весьма затруднен. Хотя, конечно, можно попытаться экспертно по приведенной форме оценить такие факторы, как наличие миссии, объединяющей деятельность сотрудников; наличие неких общих ценностей; гордость за свою организацию; система мотивации, четко увязанная с результатами работы сотрудников; психологический климат в коллективе и т. п.

Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной культуры для стратегического планирования состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но также оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое этих клеточках. Методология SWOT-анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее - установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегий организации.

Таблица 3. Возможные формы для анализа сильных и слабых сторон организации

Важность

Эффективность

Низкая

Высокая

Высокая

Требует особого внимания

Продолжать сохранять высокий уровень

Низка

Низкий приоритет

Чрезмерное внимание малозначимым факторам

Сначала с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз (опасностей) и возможностей.

Далее устанавливается связь между ними. Для этого составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид (табл. 3).

Слева выделяются два раздела (сильные и слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации.

В верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.

Таблица 4. Матрица SWOT

 

Возможности 1. 2 3

Угрозы 1. 2. 3.

Сильные стороны 1.

ПОЛЕ «СИВ»

ПОЛЕ «СИУ»

2.

3.

Слабые стороны

ПОЛЕ «СЛВ»

ПОЛЕ «СЛУ»

Перейти на страницу: 1 2 3