Тип организационной структуры

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов

организационных структур управления: линейная; функциональная; линейно-функциональная; дивизиональная; матричная; множественная.

Организационная структура менеджмента ОАО “Завод Красная Этна” строится по линейно- функциональному принципу. Линейно-функциональная структура является самой популярной и понятной среди всего многообразия известных структур, обеспечивает выполнение функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления. Это структура, в которой наряду с цехами, филиалами и другими линейными подразделениями существуют еще бухгалтерия, плановый отдел, отделы сбыта, маркетинга, НИОКР и т.д.

Из двойного названия следует, что данная структура попыталась воплотить в себе преимущества линейной и функциональной структур. Принцип единоначалия здесь дополняется возможностью привлекать профессионалов к подготовке (а не принятию!) решений. Функциональные специалисты образуют штаб при линейном руководителе и готовят ему решения. Чем выше руководитель - тем больше у него штаб. У директора предприятия это может быть администрация, насчитывающая несколько десятков человек, у начальника цеха - два заместителя, например, главный инженер и зам. по кадрам. За принятое решение целиком несет ответственность линейный руководитель, поэтому неразберихи, свойственной функциональной структуре в данном случае не происходит. К достоинствам линейно-функциональной структуры следует отнести: сохранение принципа единоначалия и личной ответственности линейных руководителей; профессиональную подготовку управленческих решений; экономичность, которая достигается за счет централизации; простоту построения и принципиальную прозрачность для персонала. Основными ее достоинствами являются понятность и рациональность. Люди точно знают, каков их круг обязанностей, кому они подчиняются, в чем особенности того или иного отдела. Недостатки линейно-функциональной структуры заключаются, прежде всего в коммуникативных проблемах, с которыми связано ее функционирование: коммуникации плохо осуществляются между различными функциональными подразделениями в силу различия в их целях, критериях истины, ценностях и даже языках; большие трудности наблюдаются при осуществлении обратной связи, т.е. прохождении информации от исполнителя к руководителю.