Этапы инновационного цикла на малом предприятии

В конце данного этапа или начале следующего находится переломный момент инновационного процесса в фирме. До него фирма ещё может по собственной инициативе прекратить разработку изобретения. После перехода этой точки, большие затраты капитала и труда вынуждают идти до конца. Поэтому прекращение разработок по собственной инициативе маловероятно (за исключением случаев, когда неудача новшества очевидна). Именно к третьему этапу опять возрастает «смертность» новшества и самой фирмы, уже по финансовым причинам - с 10 до 20 % (См. Таблицу 1.1).

Третий этап

инновационного процесса включает опытное освоениеновшества: оно тестируется на предмет надёжности, ремонтопригодности, энергометрических характеристик и т.п. Изобретение приобретает реальные черты, и уже появляется возможность апробации его в эксплуатации, в сбыте (проводятся опросы потребителей, изделие начинает выставляться, готовится рекламная компания). С этого момента пути разных малых научно-технических предприятий различны: одни находят деньги и продолжают собственные исследования, другими интересуются крупные корпорации - покупают их, помогают им, финансируют или практикуют какую-либо другую форму сотрудничества; третьи начинают выход на фондовый рынок для получения новых средств и прочее. Надо отметить, что значительная часть малых инновационных организаций участвуют в НИОКР только с целью создания нового знания для продажи. Для них важно успеть провести начальные стадии инновационного цикла и «распродаться», при этом не обязательно организовывать собственное производство и сбыт.

Данный этап является основным с точки зрения остро стоящих финансовых проблем, т.к. на него приходится большая часть затрат - 40-60 % (См. Таблицу 1.1), которые идут сразу по нескольким направлениям: на продолжение НИОКР; на развёртывание производства; на подготовку рынка. При таких финансовых сложностях вероятность «смертности» фирмы или потери ею самостоятельности очень высока, а вероятность «смертности» новшества значительно уменьшилась, т.к. оно практически создано и может быть внедрено другими. После завершения этого этапа - прохождения критических (и технологической, и финансовой) точек - вероятность успеха фирмы возрастает и зависит уже от квалификации не научно-технического, а управленческого персонала. И хотя по мере дальнейшего освоения новшества затраты ещё увеличиваются, одновременно снижается степень неопределённости результатов, а значит, и вероятность «смертности» дела.

Этап пробного выпуска продукции на рынок

определяет коммерческий успех нововведения: устанавливается ценовая политика, планируется сбыт, выбирается торговая марка и дизайн продукции, ведётся рекламная компания, начинается конкурентная борьба. Организационная структура научно-технической фирмы всё больше приближается к структуре промышленной организации. На этой стадии резко возрастает значение управленческого мастерства, ведь малые фирмы, ведущие только одно новшество, сильно зависят от успеха его коммерческой реализации. В конце этого этапа технологический и финансовые риски снижаются практически до обычного, свойственного любому промышленному (не инновационному) предприятию.

На следующей стадии - производство и сбыт

- управленческие вопросы продолжают главенствовать. После завершения непосредственного процесса внедрения необходимо обеспечить рост производства, добиться успеха на рынке. Только на данном этапе окончательно выясняется успешность дела, малая научно- техническая организация начинает приносить прибыль. Конечно, учредительский доход в форме прироста капитала (основной в венчурном бизнесе) фирма приносила и раньше, но он весь уходил на реинвестирование в расчёте на быстрое расширение производства, захват большей части рынка в условиях ещё не установившейся конкуренции. Малой фирме трудно сохранить монополию на свой товар, если его рыночный потенциал привлекает крупных производителей, имеющих неоспоримые преимущества на этих этапах [20, с.54].

СПЕЦИФИКА ИННОВАЦИОННОГО ЦИКЛА В МАЛЫХ НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКИХ ФИРМАХ БЕЛОРУССИИ

Перейти на страницу: 1 2