Понятие и методы прогнозирования

· Область применения. Структурное прогнозирование: нахождение решения проблемы при сохранении функций, но с изменением структуры объекта.

· Предназначение, решаемые задачи. Прогнозирование развития объекта в целом. Формулирование сценария достижения прогнозируемой цели, уровня цели, критерия и весов, ранжированных вершин.

Прогнозирование по аналогии

· Область применения. Разрешение ситуаций, привычных для лиц, принимающих решения.

· Предназначение, решаемые задачи. Решение ситуационных управленческих задач.

· Особенности применения. Использование метода при наличии аналогов объектов, процессов. Применение метода требует специальных навыков. [10]

При решении задач прогнозирования и принятии решений существенной проблемой является количество и качество требуемой информации

. Ниже приведены несколько методов (приемов и способов), позволяющих лицам, принимающим решения, с минимальными материальными и организационными затратами наполнять информационную базу данных. Существуют различные методы получения информации:

· Метод структурно-морфологический. Предназначен для выявления внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок (идей, технических решений и т. п.), что позволяет обоснованно формулировать стратегию научно-технического прогресса предприятия.

· Метод определения публикационной активности. Поток документов, относящихся к различным областям знаний, цикличен. Отслеживая циклы, можно определить состояние разработки какой-то проблемы в стране, на предприятиях и принять меры по коррекции стратегий научно-технического прогресса в своей организации.

· Метод выявления группы патентных документов. Любая организация, как правило, патентует только те идеи, которые имеют практическую значимость для ее развития и бизнеса. Изучая патенты-аналоги ведущих фирм, можно выявить направленность их деятельности и уровень решения ими интересующей вас проблемы.

· Метод показателей. Каждая техническая система характеризуется набором показателей, которые совершенствуются, что отражается в документах. Анализируя динамику изменения характеристик показателей этой системы, можно сделать вывод о тенденции ее развития.

· Метод терминологического и лексического анализа. При развитии различных областей знаний происходит естественная смена терминологического аппарата. Лексический анализ текстов позволяет обнаружить на раннем этапе зарождение принципиальных инноваций и спрогнозировать действия своей организации.

Выбор метода прогнозирования.

Адекватно подобранные средства прогнозирования значительно улучшают качество прогноза, поскольку:

· обеспечивают функциональную полноту, достоверность и точность прогноза;

· уменьшают временные и материальные затраты на прогнозирование.

На выбор метода прогнозирования влияют:

· сущность практической проблемы, подлежащей решению;

· динамические характеристики объекта прогнозирования в рыночной среде;

· вид и характер имеющейся информации, типовое представление об объекте прогнозирования;

· комбинация фаз жизненного, рыночного цикла товара или услуги;

· период упреждения и его соотношение с предполагаемой продолжительностью рыночного, жизненного цикла, цикла разработки или модификации товара, услуги;

· требование к результатам прогнозирования и другие особенности конкретной проблемы.

Все перечисленные факторы должны рассматриваться в системном единстве, лишь несущественные могут исключаться из рассмотрения. На практике, выбирая метод прогнозирования, рекомендуется учитывать два наиболее важных фактора - затраты и точность. Следует выяснить, сколько средств выделено на подготовку прогноза, какова возможная цена спрогнозированных ошибок и выход. Лучший прогноз, как правило, представляет собой оптимальную комбинацию точности и стоимости.

Перейти на страницу: 1 2 3 4