Определение возможных вариантов технологической стратегии

При формировании технологической стратегии особое значение приобретает учет конкурентных позиций предприятия, т. е. Учет товаров-заменителей - изделий, производящихся по совершенно иной технологии, чем выпускаемые предприятием сейчас, но удовлетворяющие сходные функциональные потребности покупателя. В литературе по маркетингу достаточно детально разбираются весьма поучительные истории о смене поколений вычислительной техники, магнитофонов, проигрывателей, ручек для письма и т.п. Для отечественных предприятий такого рода влияние НТП становится тем заметнее, чем выше степень интегрированности России в мировую экономику, причем значение имеют обе стороны интеграции - и как потребителя и как продавца продукции.

Измерение и моделирование динамики агрегированной экономической технологии опираются на классификацию факторов на средства труда, предметы труда и сам труд и ставят своей целью отражение влияния каждого фактора на изменение технологии. Это приводит к классификации технологической динамики на виды научно-технического прогресса: трудосберегающий - изменение технологии связано только с повышением производительности труда при неизменной отдаче остальных факторов; фондосберегающий - изменение технологии связано только с повышением фондоотдачи; материалосберегающий - изменение технологии заключается в снижении материалоемкости производства; нейтральный - не специфицированный на каком-либо одном факторе процесс повышения их совокупной эффективности.

Что касается динамики технологии в собственном смысле слова, то непосредственная связь с динамикой факторов соответствующего (детализированного) уровня в отличие от агрегированной экономической технологии обычно не прослеживается. Поэтому стратегический анализ, измерение и моделирование динамики технологии в собственном смысле слова опираются не на факторный подход, а на сравнение различных элементов множества возможных технологий. Таким образом, речь идет об исследовании закономерностей и типов замены одной технологии на другую. Со стратегической позиции естественно выделить следующие типы технологической динамики по отношению к данному периоду:

стабильная технология;

технологический дрейф, т.е. планомерное однонаправленное эволюционное изменение технологии;

технологический скачок, т.е. резкое кратковременное единичное в данный период изменение технологии;

хаотичное изменение технологии;

плавные колебания технологии в сочетании с технологическим дрейфом;

пилообразные колебания технологии в сочетании с технологическим дрейфом, т.е. совокупность технологических скачков вокруг некоторого тренда.

Условиями изменения технологии на предприятии являются:

наличие средств, позволяющих внести изменения в состав и организацию работы оборудования или дающих возможность получения кредита; наличие готовых к внедрению научно-технических и организационно-технических разработок; изменение технологической среды на предприятиях отрасли; исчезновение с рынка исходных ресурсов для производства продукции при сохранении спроса на нее; резкое падение спроса на традиционную продукцию предприятия.

При этом первые два условия являются необходимыми, последние три приводят к изменению технологии только при наличии первых. В зависимости от способов и степени интенсивности реагирования на перечисленные факторы предприятия разделяются на четыре типа, условно называемые "технологическими", "конъюнктурными", "маркетинговыми" и предприятиями "технологической атаки" (технологических скачков).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6