Маркетинг как подсистема в системе управления предприятием

Руководство предприятием - одна из наиболее сложных задач управленческой деятельности, которая требует не только эффективных методов управления, но и эффективной организации деятельности, которая представляет собой систему управления предприятием.

Система управления в общем значении - это совокупность систематизированных средств влияния на подконтрольные (подчиненные) объекты с целью достижения последними определенных (ожидаемых) результатов.

Система управления любого предприятия имеет определенную инфраструктуру - обычно под инфраструктурой системы управления понимают комплекс взаимосвязанных или взаимозависимых, обслуживающих и обеспечивающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи). Из определения видно что объектами управления могут как технические средства, так и персонал предприятия.

Соответственно системой управления предприятием можно признать целостность комплекса взаимосвязанных и регулярно выполняемых действий, который позволяет результативно управлять предприятием или организацией, и осуществлять долгосрочный успех с максимальной прибылью для конкретного бизнеса за счёт обеспечения конкурентоспособности продукции и коммерческого предприятия в целом.

Инфраструктурой управления (структурой системы управления предприятием) - является совокупность научных подходов, принципов и методов, а также совокупность целевых, обеспечивающих, управляемых и управляющих подсистем (схема 1).

Схема 1. Инфраструктура системы управления предприятием

Приведенная на схеме 1 инфраструктура управления

или (

структура системы управления предприятием) включает в себя следующие функциональные блоки:

.1 - ориентация на качество выпускаемых товаров и выполняемых услуг;

.2 -эффективное и оптимальное использование ресурсов;

.3 - развитие и расширение рынков сбыта и повышение качества и сервиса на конкретном рынке;

.4 - обеспечение организационно-технического развития производства;

.5 - социальная и экологическая эффективность деятельности;

.1 - нормативно-методическое и методологическое обеспечение;

.2 - ресурсообеспечение;

.3 - информационная поддержка и информационное обеспечение;

.4 - юридическое и правовое сопровождение;

.1 - стратегия маркетинга;

.2 - НИОКР;

.3 - организационно-технологическая оптимизация и подготовка производства;

.4 - производственный процесс;

.5 - тактика маркетинга;

.6 - сервисное обслуживание;

.1 - кадровая политика и управление персоналом;

.2 - разработка управленческих решений;

.3 - реализация управленческих решений.

Из приведенной схемы очевидно, что маркетинг - это одна из функциональных подсистем и соответственно одна из функциональных стратегий системы управления предприятием или организацией.

Выделим основные классические функции управления предприятием:

- планирования;

- бюджетирования;

- организации работы;

- мотивации;

- контроля.

Все выше сказанное относится ко всем функционалам и подразделениям компании, в том числе и к маркетинговой деятельности, однако нужно отметить, что маркетинг в настоящее время должен играть ведущую роль в управлении предприятием.

Функции маркетинга в системе управления предприятием можно классифицировать по трем основным направлениям:

- Маркетинг как аналитическая функция.

- Маркетинг как обслуживающее звено процесса продаж в структуре предприятия.

- Маркетинг как менеджмент в структуре компании.

Маркетинг как аналитическая функция представлен на рис. 1.

Рис. 1. - Маркетинг как аналитическая функция в структуре предприятия

Отдел маркетинга, существуя в компании и формально являясь одним из ее функциональных блоков, не реализует свои функции в полной мере (вклад сотрудников подразделения в достижение компанией общих целей трудноизмерим или это вообще отсутствует).

Как видно из рис. 1, отдел маркетинга для решения задачи, поставленной руководством, обращается к другим подразделениям компании для получения информации. Здесь возникает ряд операционных проблем. Наблюдается:

- отсутствие достаточного времени у других специалистов;

- отсутствие необходимой информации или некорректная ее подача сотрудниками тех или иных отделов.

В связи с этим возникает большой риск возникновения ошибки: в результате руководство компании может получить весьма искаженный продукт маркетингового анализа.

Основная причина этого, по мнению автора, заключалась в том, что каждый источник информации (тот или иной специалист) не понимает сути происходящего (для чего нужна информация, цель ее сбора, влияние релевантности информации на конечный результат). Также все потребители полученных сведений (топ-менеджеры) акцентируют внимание скорее на истинности суждений о текущей ситуации, а не стремятся сделать какие-либо выводы или сформулировать рекомендации по изменению текущего положения дел.

Перейти на страницу: 1 2 3