Процесс бизнес-планирования

Замысел плана формируется в три этапа, включающие:

) постановку реалистичных целей;

) выбор наиболее оптимальной рыночной позиции для компании (рыночной ниши);

) разработку комплекса мероприятий для достижения желаемых результатов.

В процессе работы над бизнес-планом следует учитывать тот факт, что важное значение, имеет его структура, поскольку этот документ иногда играет решающую роль в становлении нового бизнес-плана или развитии и перепрофилировании старого. Объем некоторых разделов и стиль их написания в разных бизнес-планах могут существенно отличаться друг от друга. При этом состав разделов остается практически неизменным

Подводя итоги вышеизложенному, можно утверждать, что бизнес-планирование - творческий процесс, требующий профессионализма и искусства.

Для практической реализации бизнес-плана необходимо соблюдение основных принципов:

гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данное предприятие;

непрерывности, предполагающей «скользящий» характер планирования;

интерактивности, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;

многовариантности, позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;

участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников;

отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования. [4, с. 123]

Назначение бизнес-плана:

изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта;

оценить те затраты, которые необходимы для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет продавать свой товар, чтобы получить необходимую прибыль;

обнаружить те «подводные камни», те трудности, которые подстерегают новое дело с первых шагов реализации;

найти показатели, по которым можно будет регулярно определять, как развивается бизнес;

бизнес-план - основной инструмент для получения дополнительных финансовых средств от инвесторов, ключ, который откроет банковские сейфы.

Каждый инвестиционный институт предъявляет свои требования к написанию бизнес-плана. Но главным остается требование о полноте информации. В рыночной экономике существует множество вариантов бизнес-планов по форме, содержанию, структуре.

Существуют различные модификации бизнес-планов в зависимости от их назначения: по бизнес-линиям (продукции, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).

Следует отметить, что бизнес-план финансового оздоровления предприятия, который составляется для неплатежеспособных предприятий, в обязательном порядке, имеет свою структуру и логику изложения. Однако, его разработка может оказаться полезной для всех российских предприятий, большинство из которых испытывает значительные финансовые трудности.

Бизнес-план финансового оздоровления является основным документом для неплатежеспособных предприятий и служит: для выработки стратегии выживания предприятия; составления плана проведения реорганизации; организации управления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении; обоснование необходимости и возможности предоставления государственной поддержки.

В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведенной выше классификации. Бизнес-планы, ориентированные прежде всего на нововведения, в отличие от стратегического плана имеют четко очерченные временные границы с конкретными проработками, в то время, как стратегический план по мере выполнения очередного годового плана и проведения ситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться.

Перейти на страницу: 1 2 3 4