Характерным признаком первого уровня зрелости является неспособность выполнить те задачи, которые не расписаны пошагово, или содержат слишком большое количество шагов. Еще одним признаком является стремление работника «свериться с образцом» в процессе выполнения задачи, не дожидаясь окончательного результата, так как новичок никогда не уверен в том, что делает работу правильно. «Новичок» демонстрирует высокую потребность в том, чтобы ему подробно рассказали, а лучше бы показали, как надо выполнять то или иное действие.
Уровень II - исполнитель
Исполнитель - это сотрудник, который успешно прошел этап стажировки, сдал зачет (если таковой предусмотрен системой ввода в должность). Напряженность сотрудника снижается, т.к. он понял, что то, что от него требует начальство, он вполне может сделать. Этому сотруднику уже можно ставить сложную многошаговую задачу, однако требуется «прописать» все эти шаги подчиненному. На это у руководителя уходит много времени. «Исполнитель» старается быть лояльным, он демонстрирует служебное рвение. В благоприятной атмосфере (когда можно задать любой вопрос) исполнитель интересуется общими целями и принципами работы организации. А в идеальной ситуации обо всем этом ему рассказывает его куратор без наводящих вопросов, т.к. последний руководствуется программой ввода в должность, в которой расписано все, чему он должен научить своего подопечного. Однако не редкость и такие ситуации, когда знание о целях, принципах, правилах, и нормах, принятых в организации, исполнитель добывает методом проб и ошибок. Особо энергичные сотрудники в такой ситуации несмотря ни на что все же разбираются в специфике деятельности, а обычные теряют свое служебное рвение и успокаиваются. Таковых уже не интересует организация, в которой они работают, им достаточно своей должностной инструкции.
При благоприятном сценарии развития событий (приобщения к общим целям организации) сотрудник, напротив, испытывает гордость, порожденную чувством принадлежности к ней, и готов даже на небольшие жертвы ради общего блага.
Уровень III - специалист.
Специалист - это сотрудник который уже доказал на практике свою способность справляться с порученной задачей, хорошо понимает «правила игры» и импровизирует в их пределах. Время от времени у него появляются идеи о том, как можно выполнить работу другим, более эффективным (на его взгляд) способом и даже о том, как можно было бы изменить внутренние «правила игры». Такой сотрудник нуждается в том, чтобы его слушали и слышали, готов принимать на себя ответственность и рисковать.
Если возможности быть услышанным и признанным у него нет (начальнику не до него, или он не умеет этого делать), то «специалист» либо разочаровывается в организации, либо начинает бузить - проявляет несогласованную инициативу. В последнем случае у него есть шанс быть замеченным и положительно оцененным начальником следующей ступени, но шанс этот не более чем 1:50. Пятьдесят против одного, что его инициативы будут расценены непосредственным начальником как попытка выхода из-под контроля.
Уровень IV - «партнер».
Партнер - это сотрудник, который уже не нуждается в непосредственном руководителе. Все решения он принимает самостоятельно. Он лишь ставит своего начальника в известность о них, когда эти решения затрагивают другие службы и подразделения. Решения принимает грамотные, т.к. хорошо знаком с внешними и внутренними условиями, в которых работает организация, детально понимает свое место в общей структуре и то, как его действия или бездействие отразятся на этой структуре. Нуждается в постановке общей цели и в том, чтобы ему не мешали ее достигать своими (часто действительно новаторскими) способами. Если ему не дают такой возможности - уходит из организации.
Условие второе - адекватные характер труда и управленческая культура организации.
Фраза «адекватный характер труда» означает в данном контексте, что адекватным трудом занимается подчиненный или нет, зависит от того, что написано в его должностных обязанностях. Если они предусматривают, что данный специалист имеет возможность самостоятельно определять свои хотя бы краткосрочные задачи и способы их достижения, то все в порядке. Как правило, такая возможность есть у начальника любого отдела, менеджера по продажам, IT-специалиста, тренинг - менеджера и т.п. Но если мы имеем дело с должностью, для которой инструкция расписана до мельчайших шагов, и задача сотрудника заключается только в точном следовании ее букве, то это «не наш клиент». Это относится к рядовому персоналу, занятому в производстве и строительстве, специалистам бухгалтерии, работникам, занятым в товародвижении и других высокотехнологичных процессах. Т.е. работающих там, где любое отклонение от стандартной схемы не только не приветствуется, но и строго запрещено.
Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10
|