Анализ коммуникационной системы организации

2. На оперативных совещаниях начальников отделов значительно расширить круг рассматриваемых и обсуждаемых вопросов, что увеличит объем восходящих и нисходящих коммуникаций.

Заключение

Коммуникации не случайно являются связующим процессом при осуществлении множества выполняемых операций в организации. Без них невозможен ни один из видов деятельности (управленческой, производственной, маркетинговой). Именно поэтому вопрос о роли коммуникации возник в начале XX века, т.е. во время становления таких наук как менеджмент, организационное поведение и др.

Первым исследователем в области коммуникаций А. Файолем была предложена концепция «мостика», которая позволяет максимально быстро осуществить коммуникации в многоуровневой организации. Другим исследователем Ч. Барнардом были определены факторы коммуникации, которые имеют значение для установления и поддержания объективных полномочий внутри организации.

Впоследствии научные концепции усложнялись. Акцент стал делаться не только на структурных особенностях организации, но и на поведенческом аспекте. Современная модель управленческих коммуникаций представляет собой континуум с двумя измерениями. На полюсах первого измерения находятся гумонист-коммуникатор и механический изоляционист, а на полюсах второго измерения - неформальный созидатель и формальный контролер. Эта теория подтверждается на практике. В исследуемой нами организации «Пикник» встретился такой тип руководителя как гуманист-коммуникатор - он активно осуществляет процесс коммуникаций в рамках организационной иерархии как снизу вверх, так и сверху вниз и вообще склонен к деятельности, ориентированной на людей.

Вместе с тем, всегда необходимо учитывать виды коммуникаций в организации и их особенности. Теоретически выделяют формальные и неформальные организационные коммуникации. Формальные коммуникации, в свою очередь, подразделяются на вертикальные (межуровневые) и горизонтальные (интерактивные). Вертикальные коммуникации состоят из нисходящих и восходящих. На практике прослеживается существование всех видов организационных коммуникаций, но в разных пропорциях. Горизонтальные преобладают на вертикальными, нисходящие - над восходящими.

В исследуемой нами организации ЗАО «Пикник» можно выделить следующие проблемы в управлении коммуникациями: фильтрование, информационные перегрузки, давление времени, сплетни и слухи. Помимо перечисленных проблем теоретически существуют еще такие преграды в организационных коммуникациях, как искажение сообщений, неудовлетворительная структура организации, внутригрупповой язык, различия статуса. Преодоление этих преград возможно следующим образом: необходимо регулирование информационных потоков, корректировка управленческих действий, налаживание систем обратной связи и сбора предложений, создание информационных справочников о деятельности организации, совершенствование информационных технологий. Для исследуемой организации ЗАО «Пикник» мы предложили следующие методы: регулирование информационных потоков с целью увеличения объема восходящих и нисходящих коммуникаций, а также корректировка управленческих действий с целью осуществления более тесных контактов руководства с начальниками всех отделов. Эти предложения по повышению эффективности организационных коммуникаций в ЗАО «Пикник» были приняты к сведению руководства.

Перейти на страницу: 1 2