Информационные потоки в организации

коммуникация менеджмент информационный

Рассмотрим как происходит обмен информацией. Движение информации

от отправителя к получателю состоит из нескольких этапов:

1) отбор;

2) кодирование, то есть обеспечение в ту форму, в которой она будет доступна и понята получателю;

3) передача (по возможности несколькими способами);

4) приём, расшифровка и осмысление.

Отправитель информации всегда ждёт, чтобы её получатель направил ему сигнал, которым бы подтверждал факт получения сообщения и степень его понимания или непонимания, иными словами, установил бы обратную связь.

Устойчивая обратная связь позволяет существенно повысить надёжность обмена информацией и хотя бы частично избежать её потерь, помех, искажающих смысл сообщений.

Восприятие информации представляет собой активную полусознательную деятельность по её приёму, переработке, осмыслению и интерпретации, во многом определяющую отношение человека к ней.

На восприятие информации влияют:

1) ситуация,

в которой она поступает. В благоприятной информация воспринимается, как правило, лучше, чем того заслуживает; в неблагоприятной, наоборот, хуже. Это правило не распространяется на неординарные сведения;

2) глубина видения ситуации.

Много знающий и понимающий человек обычно спокойнее относится к информации и более трезво оценивает её, чем тот, чей кругозор ограничен;

3) личностные и социальные характеристики отправителя. Если они негативны, к информации обычно относятся настороженно;

4) стереотипы,

то есть стандартные наборы упрощённых представлений о сложных явлениях и процессах окружающей действительности, с которыми человеку ещё не приходилось сталкиваться. Однако, облегчая ориентацию в них и снимая неопределённость ситуации, стереотипы искажаются реальность и могут служить основной формирования новых (имеющаяся информация обычно определяет усвоение новой);

5) Психологические эффекты, основными из которых являются:

· перенос - некритическое распространение оценки одной информации на другую;

· обобщение оценки одной части информации на всю информацию в целом;

· первое впечатление, которое обычно бывает более благоприятным и запоминающимся;

· идеализация - гиперболизация положительных характеристик информации;

· контраст - восприятие только наиболее ярких и заметных элементов информации по сравнению с другими, отодвигаемыми на второй план;

· ожидание, в результате которого люди часто принимают желаемую информацию за действительную. Ожидание часто «подогревается» предварительной информацией, которую можно незаметно и целенаправленно «подбрасывать»;

· порядок - придание при противоречивой информации большего веса сообщениям, полученным в первую очередь;

· опережение - более прочное усвоение сведений, получаемых непосредственно перед общением, и пр.;

6) предрассудки, то есть оценки, сложившиеся до знакомства с объектом и информации. Предрассудки имеют более массовый характер и свойственны в основном малообразованным людям;

7) отсутствие интереса,

чему причинами бывают неубедительность доводов, отсутствие призыва к конкретным действиям, сведений о выгодах, которые сулит должное отношение к ней, и потерях, связанных с её игнорированием;

8) различное понимание символов, с помощью которых информация передаётся. Они вызываются различиями в образовании, квалификации, национальными особенностями, слабым знанием языка и пр.;

9) физическое или психологическое состояние получателя:

усталость, слабая память, рассеянность или, наоборот, импульсивность, излишняя эмоциональность, нетерпеливость, не позволяющие сосредоточиться;

Перейти на страницу: 1 2