Структура процесса коммуникаций

Рассмотрим структуру процесса коммуникаций. В процессе коммуникаций выделяют четыре базовых элемента:

· отправитель

- лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее её;

· сообщение

;

· канал или средство передачи информации;

· получатель (адресат)

- лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует её.

Процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы:

Ø зарождение идеи или отбор информации;

Ø выбор канала передачи информации;

Ø передача сообщения;

Ø интерпретация сообщения.

Этапы коммуникаций отображены на рис. 1.

При организации коммуникационных сетей на предприятии необходимо учитывать специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом из этапов коммуникационного процесса.

Таблица 1

Характеристика коммуникаций

Тип коммуникаций

Этапы процесса коммуникаций

Каналы коммуникаций

Межличностные На основе письменного общения Формальные Неформальные Вертикальные Горизонтальные Вербальные Невербальные

Зарождение идеи или отбор информации Выбор канала передачи информации Передача сообщения Интерпретация сообщения получателем Реализация сообщения

Устная передача Совещания Телефонные переговоры Письменная передача Служебные записки Отчёты Электронная почта Компьютерные сети

Формирование коммуникационных сетей и процессов, а также выбор средств и каналов коммуникаций осуществляются на предприятии после проектирования его организационной структуры в соответствии с выбранной сферой деятельности, принятой производственной программой и структурой менеджмента. Коммуникационные решения, содержащие регламент коммуникационных процедур, должны устанавливаться для каждого иерархического уровня менеджмента и доводиться до конкретного должностного лица.

В процессе коммуникатору необходимо выбрать действенные каналы коммуникации. В целом коммуникационные каналы бывают двух видов:

· каналы личной коммуникации

· каналы неличной коммуникации.

В канале личной коммуникации

участвуют двое или более лиц, непосредственно общающихся друг с другом. Это может быть общение лицом к лицу, общение одного лица с аудиторией, общение по телефону, с помощью телевидения и даже посредством личной переписке по почте. Каналы личной коммуникации эффективны благодаря тому, что предоставляют участникам возможности и для личного обращения, и для установления обратной связи.

Личное влияние имеет большой вес применительно к категориям товаров высокой стоимости и повышенного риска. Покупатели автомобилей и крупных электробытовых приборов не ограничиваются обращением к источникам в средствах массовой информации, а стремятся познакомиться с мнениями знающих людей. Личное влияние играет большую роль и в отношении товаров, в первую очередь попадающих в поле зрения окружающих.

Перейти на страницу: 1 2