Являясь одним из крупнейших промышленников, определивших послевоенный экономический успех Японии, Коносуке Мацусита способствовал внедрению многих организационных и управленческих нововведений, которые сегодня рассматриваются как отличительные характеристики японского бизнеса. Кроме того, он способствовал развитию философии бизнеса, в которой подчеркивал взаимную зависимость различных имеющих отношение к производству товаров групп - потребителей, работников предприятий и поставщиков.
Характер К. Мацуситы проявился в его простых по форме сочинениях, которые напоминали труды «старого доброго монаха консервативной школы». Он признавал, что в своих мемуарах уделял мало внимания жене и семье, но при этом просил читателей «понять, что он был человеком XIX в.
В отсутствие семейных связей и какого-либо покровительства Коносуке Мацусита основал и привел к успеху крупную компанию. Его предприятие превратилось из маленькой мастерской в гигантскую международную корпорацию (200 тыс. работников, более чем 100 заводов и дочерних фирм, годовой объем сбыта порядка $35 млрд). Несмотря на отсутствие диплома об образовании, он успешно управлял компанией и оказывал влияние на широкую аудиторию читателей своими удивительными сочинениями. В настоящее время ведутся активные споры по поводу того, стала ли созданная им промышленная структура затрудняющей дальнейшее развитие «смирительной рубашкой» и способна ли его компания адаптироваться к произошедшим в 1990-х гг. изменениям в мире бизнеса. На протяжении многих лет своего развития под непосредственным руководством Мацуситы компания приобрела высокую репутацию, основанную на быстром внедрении технических достижений конкурентов на фоне более высокого, чем у них, уровня развития производства и маркетинга. Сравнительно низкие показатели расходов на научно-исследовательские разработки вызывают определенные сомнения относительно возможности компании привлекать одаренных людей и обеспечивать создание в ней творческой атмосферы.
Один из основных принципов кадровой политики Коносуке Мацуситы - преодоление трудностей и, прежде всего, экономического характера. Он говорил: «работники должны пройти через многие испытания и нелегкий период обучения, прежде чем могут считаться зрелыми и заслуживающими доверия. Одно из самых эффективных испытаний преданности и изобретательности работники проходят, когда их компания сталкивается с финансовыми трудностями и необходимостью выбираться из кризиса».
Практическая часть
Выводы по деятельности Коносуке Мацусита
Коносуке Мацусита известен благодаря своему выдающемуся вкладу в развитие японского бизнеса и менеджмента, который нашел свое выражение в основании, развитии и успешном управлении Matsushita Denki Sangyo, одного из крупнейших в мире производителей бытовой электроники, и в написании многочисленных работ, оказавших заметное влияние на философию менеджмента. Начало его предпринимательской карьеры, пришедшееся на период между двумя мировыми войнами, было довольно скромным. Однако затем, в эпоху послевоенного подъема экономики, бизнес Коносуке Мацусита начал стремительно развиваться, и доля Matsushita Electrical Industrial Company на рынке «трех сокровищ» (стиральных машин, холодильников и телевизоров) стала синонимом массового производства, массового потребления и подъема жизненного уровня японцев.
Имя Коносуке Мацусита прочно отождествляется со многими особенностями организации бизнеса и менеджмента, обеспечившими процветание его компании, а сам он своими сочинениями и реальными поступками активно способствовал распространению гуманистической философии предпринимательства. Поэтому он рассматривается в качестве патриарха японской индустрии бытовой электроники и одного из «богов менеджмента».
Таблица №1 - Достижения их роль
Достижение |
Год |
Значимость |
Открыл собственную фирму по производству электроарматуры |
1918 |
В мастерской электрики создавали новые модели розеток и электропатронов. За первые четыре месяца было изготовлено несколько образцов. |
Изобрел работающую от батарейки лампочку для велосипеда |
1923 |
В то время уже существовали аналоги, но они были ненадежными. Батарейка «держалась» не более трех часов. Коносукэ провел более шести месяцев за разработками. В итоге на рынок была выпущена лампа на батарейке, которая работала до 40 часов. |
Институт «Через процветание к миру и счастью» |
1946 |
Сформулировал принципы своей работы «Миссия как производителя состоит в создании материального изобилия путем предоставления товаров. Наша продукция должна быть обильной и дешевой, как вода в трубах. Так мы сможем искоренить бедность, принести счастье в жизнь людей и сделать этот мир лучше» |
Установил деловые отношения с компанией Philip |
1952 |
Открыл путь японской экономики на Запад Вывел компанию на мировой рынок производить качественно новые товары под маркой Panasonic |
Открыл в Нью-Йорке фирму Matsushita Electric Corporation of America(MECA) |
1959 |
Стала первой транснациональной корпорацией. Коносукэ обучал своих сотрудников особенностям работы с американцами и на нужды американцев | | | | |
|