Организация и контроль выполнения управленческих решений

Реализация - это наиболее сложный, трудоемкий и длительный этап процессов принятия решений. Поэтому конечный результат его в огромной степени определяется качеством работы менеджера по организации и контролю выполнения решений. В современных условиях усложнения хозяйственной деятельности организаций, увеличения их масштабов становится более сложным и одновременно более значимым этап реализации. По мнению многих ученых и практиков, центр тяжести в деятельности руководства организациями постепенно перемещается из сферы выработки решений в сферу организации и контроля их выполнения.

Выбранный вариант управленческого решения не реализуется автоматически. Для его осуществления менеджер должен выполнить большой комплекс организационно-управленческих действий посредством личного распорядительства. Содержание этих действий: распределение ресурсов, подбор, расстановка исполнителей, определение очередности выполнения отдельных стадий реализации решения, создание эффективных стимулов для исполнителей и т.д.

Этап реализация состоит из следующих крупных стадий: а) разработка плана реализации решения; б) управление реализацией; в) контроль выполнения решения; г) оценка результатов реализации. Каждая стадия состоит из определенного набора организационно-управленческих процедур. В составе первой выделяют: а) определение комплекса необходимых работ, б) определение необходимого объема ресурсов, в) определение состава исполнителей, г) распределение работ, ресурсов и исполнителей по объектам, задачам и срокам.

Стадия управления состоит из: а) проведения инструктивно-методических мероприятий с исполнителями, б) личного распорядительства в ходе выполнения решений, в) оказания помощи исполнителям при возникновении трудностей.

Состав стадии контроля: а) контроль за соблюдением основных характеристик реализуемого решения, б) контроль за соблюдением сроков реализации, в) контроль за состоянием проблемной ситуации, г) выявление причин отклонений в ходе реализации решения, д) внесение (при необходимости) изменений в программу реализации решения, ее корректировка. Работники контроля должны знать и выполнять требования, предъявляемые к системе контроля: регулярность контрольных действий, их комплексность, адресность, своевременность, значимость объектов контроля. Степень выполнения этих требований определяется результативность этой стадии.

Четвертая стадия - оценочная. Процедуры этой стадии: а) периодическая оценка фактической эффективности решения, б) прогнозирование окончания срока эффективного действия решения, в) определение необходимости в корректировке действующего или принятии нового решения, г) накопление, систематизация опыта и разработка алгоритмов реализации стандартных решений. Совокупность перечисленных стадий, процедур, последовательность их выполнения образую модель процесса реализации управленческого решения.

Итак, для эффективной реализации принимаемых решений организация должна иметь механизм их выполнения. Сложность организации выполнения решений состоит в необходимости координировать множество взаимосвязанных, одновременно выполняемых управленческих решений, находящихся на различных стадиях реализации. То есть в сфере выполнения решений имеет место своего рода незавершенное производство и размеры его не должны быть чрезмерными. Менеджер может контролировать динамику этого параметра управленческого процесса, используя коэффициент незавершенности исполнения управленческих решений. Он может быть рассчитан как отношение фактического объема выполненных работ ко всему их объему, которое требуется для полного исполнения решения. Такие, индивидуальные коэффициенты рассчитываются относительно каждого конкретного решения. Затем определяется средняя величина этого показателя относительно всего количества управленческих решений.

Перейти на страницу: 1 2